Морское подводное оружие: проблемы и возможности

Устройство и работа приборной панели

Все обозначения на панели приборов делят на два вида:

  1. контрольно-измерительные приборы;
  2. контрольные лампы.

К контрольно-измерительным приборам, как правило, относятся те приборы, которые показывают различные измерения (скорость, обороты, пробег и др.), например, тахометр, спидометр и одометр.

Контрольные лампы загораются на панели и оповещают водителя о работе различных узлов и элементов. Это может быть заряд АКБ, активация стояночного тормоза, работа привода, тормозные диски, ABS, поворотники, ближний/дальний свет и множество других. Все зависит от конкретной модели автомобиля и варианта “приборки”.

В стандартный набор входят следующие индикаторы и контрольно-измерительные приборы:

  • спидометр (показывает скорость авто во время движения);
  • тахометр (показывает количество оборотов коленчатого вала в минуту);
  • одометр (показывает общий и текущий километраж, пробег);
  • индикатор топлива (показывает уровень топлива в баке, сигнал поступает от соответствующего датчика);
  • индикатор температуры (показывает текущую температуру охлаждающей жидкости в моторе);
  • указатель давления масла;
  • другие индикаторы.

В современных автомобилях многие параметры контролируются бортовым компьютером, который выводит информацию о неисправностях на экран. Это могут быть неполадки с ABS, тормозными дисками, фарами и т.д.

Автомобильная приборная панель[править | править код]

Приборная панель автомобиля

Панель приборов, как средство отображения информации, в наибольшей степени определяет внутреннюю визуальную информативность автомобиля.

Существуют стрелочные и светодиодные приборные панели.

Любая автопанель приборов должна обеспечивать хорошую обзорность всех шкал и датчиков, установленных на ней, оставаясь достаточно простой в обращении, выдавать всю необходимую водителю информацию. Это, прежде всего:

  • текущее состояние систем автомобиля, непосредственно обеспечивающих безопасность движения (тормозная система, автосигнальное оборудование и система пассивной безопасности>);
  • характеристики движения (скорость, обороты двигателя, дистанция до впереди идущего объекта);
  • правильность эксплуатации двигателя, ходовой части, трансмиссии, электрооборудования и всего автомобиля в целом;
  • прочие сведения (текущее время, например).

Включает в себя обязательные контрольно-измерительные приборы, сигнальные лампы и органы управления основным и дополнительным оборудованием.

Как правило, красный цвет символов свидетельствует о возможных серьезных неисправностях либо же нерешенным вопросом безопасности транспортного средства, оранжевая или желтая расцветка индикаторов говорит о том, что тот или иной узел или механизм транспортного средства нуждается в обслуживании и даже ремонте, а что касается символов зеленого или синего цвета, то обычно они применяются только для того, чтобы проинформировать водителя о том, что все в автомобиле работает нормально.

История

Немного о действиях в Ла-Манше

О немецких торпедных катерах мировая пресса впервые заговорила в конце мая 1940 года во время девятидневной эвакуации английских экспедиционных войск из Дюнкерка. Газеты и телеграфные агентства всего мира наперебой публиковали тогда сведения, передаваемые из Германии. 22 мая 1940 года: «Германские торпедные катера потопили в Ла-Манше неприятельский вспомогательный крейсер». 26 мая 1940 года: «У Остенде германские торпедные катера потопили английский эскадренный миноносец. У Гельдера германские торпедные катера потопили подводную лодку противника».

3 июня 1940 года. «Английское морское министерство сообщает, что в операции у Дюнкерка участвовало 222 английских военных корабля и 665 мелких судов. Несмотря на действия подводных лодок и торпедных катеров противника, потери союзного флота были сравнительно незначительными. Кроме погибших в мае трех эскадренных миноносцев «Графтон», «Гренейд» и «Уэйкфул», были потоплены также эскадренные миноносцы «Базиликс», «Кейт» и «Хэвант». Из общего числа 170 небольших военных судов потеряно 24″.

Через 20 лет после этих событий английский историк Д. Дивайн, проанализировав военную обстановку на основании документов противостоявших в Дюнкерке сил, установил, что потери союзников оказались очень большими. При эвакуации 338 226 человек один только английский флот потерял 226 из 693 кораблей и среди них 6 эсминцев, сторожевой корабль, 5 тральщиков и около 200 малых судов и катеров. Примерно такое же количество кораблей и судов получили серьезные повреждения. Выяснилось, однако, что участие немецких торпедных катеров, да и вообще всех германских военно-морских сил, в боях против англо-французского флота у Дюнкерка было гораздо менее значительным, чем можно было представить, опираясь на сообщения печати.

И действительно, в мае 1940 года события на сухопутном фронте в Северной Франции, Голландии и Бельгии развивались так стремительно, что выход немецких войск к Ла-Маншу и окружение английских экспедиционных войск в Дюнкерке застало немецких адмиралов врасплох. В военно-морских базах Германии в этот момент не оказалось кораблей, способных серьезно помешать снабжению окруженных английских войск, а затем их успешной эвакуации.

Немецкий торпедный катер S-204

Главная нагрузка в дюнкеркской операции легла на немецкую авиацию, которая не только бомбардировала и торпедировала корабли и суда союзников у причалов и в море, но даже взяла на себя постановку минных заграждений. Лишь 21 мая в южной части Северного моря появились две флотилии немецких торпедных катеров, переведенные из Норвегии…

Для эвакуации войск из Дюнкерка англичане разработали три маршрута через Ла-Манш – центральный, западный и восточный. С 28 мая английские и французские суда стали пользоваться последним маршрутом, крайняя точка которого – Куинтвисльский буй – находилась всего в часе хода от Остенде, где базировались переведенные из Норвегии немецкие торпедные катера. 29 мая в 00.45, когда эсминец «Уэйкфул» с войсками на борту огибал буй, наблюдатели заметили следы двух торпед. Одна из них прошла мимо, зато другая угодила прямо в середину корпуса. Эсминец переломился пополам, обе половины, став вертикально, ушли на дно в течение каких-нибудь 15 минут. Шедшие вместе с «Уэйкфулом» эсминец «Графтон» и тральщик «Лидд» спустили на воду шлюпки, которые начали подбирать тонущих. Через полчаса к ним присоединились дрифтер «Наутилус» и лоцмейстерское судно «Комфорт». В это время не замеченный в темноте немецкий катер выпустил торпеды в «Графтон», и когда эсминец начал тонуть, «Комфорт» и «Наутилус», вспугнутые взрывами, стали на полном ходу удаляться с места событий. Приняв их за уходящие после атаки вражеские катера, «Лидд» и тонущий «Графтон» открыли по «Комфорту» огонь. Конец этой канонаде положила очередная вражеская торпеда, разнесшая «Комфорт» буквально на куски вместе с экипажем и людьми, спасенными с «Уэйкфула»

Как и когда пересаживать подросшую пальму?

Торопиться с этим мероприятием не стоит, так как большинство пальмовых растут медленно и не очень хорошо переносят переезды. Обычно это делается, когда корневой системе цветка становится тесно, используется метод перевалки – перемещение цветка в больший горшок вместе с земляным комом.

Если пересадка пальм произведена неаккуратно и корни повредились, их рост замедлится и даже может остановиться на длительный период, до восстановления.

Фото

Примечания

Титан — второй по величине спутник в Солнечной системе

Оценка советских специалистов и военачальников

Трансмиссия и тормоза

Куда и как вшивают Торпеду от алкоголизма

Вшивание Торпеды – одна из наиболее эффективных современных методик кодирования от алкоголизма. Название препарата связывают с формой капсул, в большинстве случаев имеющих продолговатую форму и походящих на снаряды. Есть и еще одна причина,  отличная от визуальной схожести, по которой медикамент получил данное имя: по принципу действия и результативности использования медикамент сравнивается с метким и мощным оружием, позволяющим оперативно и надолго избавиться от зависимости. Разберемся, как же проходит непосредственно процедура установки Торпеды.

Этапы кодирования

  1. Во время проведения процедуры врач надрезает кожу для последующего помещения туда ампулы с медикаментом. Препарат может также вводиться в виде укола или приниматься в виде таблеток. Наиболее эффективным методом вшивания считается установка имплантата. Для установки ампулы выбирается зона, которая реже всего соприкасается с элементами одежды и аксессуарами. В большинстве случаев доктор «зашивает» имплантат в левую подвздошную область.
  2. Целевой участок сначала обезболивают, затем надрезают кожные покровы – длина надреза обычно составляет около 5-7 мм. Ткани раздвигаются, производится введение ампулы. Когда капсула оказалась на своем месте, врач накладывает стерильную повязку, которую в ближайшие дни необходимо будет менять несколько раз в сутки для предотвращения заражения тканей.
  3. После вшивания ампулы доктор с целью доказательства результативности проведенной процедуры может продемонстрировать действие медикамента. Под контролем специалиста человеку дают определенную дозу алкоголя. Начинает проявляться симптоматика интоксикации, врач оказывает помощь, при этом окружающие и сам пациент убеждаются в эффективности Торпедо. На этом этапе у пациента формируют стойкое отвращение к спиртному, обусловленное психическими факторами (страхом смерти) и физическими (недомогания, возникающие при употреблении даже малейшей дозировки алкогольного напитка, приносят значительный дискомфорт).

Действующее вещество

Если вводимый препарат или вшиваемая ампула основаны на дисульфираме, эффективность процедуры кодирования близится к 100%. Дисульфирам – это кристаллическое порошкообразное вещество белого или желтоватого цвета, считающееся наиболее результативным в борьбе с алкогольной зависимостью из всех имеющихся на сегодняшний день альтернатив. Дисульфирам действует от нескольких месяцев до года и больше (обычно от 6 месяцев до 3 лет): это зависит от ряда факторов, в том числе от объёма введенного препарата, индивидуальных особенностей организма зависимого от алкоголя, а также соблюдения режима трезвости пациентом.Перед имплантацией следует провести курс постепенного отлучения пациента от этанола.

Результаты кодирования

Чтобы получить ожидаемый результат от процедуры, пациент не должен за три дня до её проведения употреблять алкогольные напитки. Абстинентный и запойный синдром снимаются посредством дезинтоксикации заблаговременно, поскольку они несовместимы с установкой Торпедо. После вшивания дисульфирама больному запрещено проводить водные процедуры в течение 3-5 дней, в том числе посещать бани, сауны. При этом необходимо менять стерильную повязку в зоне установки ампулы 1-2 раза в день. Спустя неделю после вшивания Торпеды швы снимаются, а зону имплантации обрабатывают антисептическим составом.

Торпедные катера Второй мировой войны

В период между двумя мировыми войнами торпедные катера разрабатывались и серийно выпускались только в Италии, СССР и Германии. Увлечение итальянских моряков подобными судами вполне понятно: с их помощью они добились в Первой мировой войне значительных успехов. Поэтому в 1920-х гг., учитывая опыт минувшей войны, итальянские фирмы разработали несколько усовершенствованных проектов торпедных катеров.

Германский катер «Шнельбот» атакуют

Фирма «Баглиетто» сконструировала 22-т катер MAS 500, который развивал наибольшую скорость хода 42 узла и был вооружен одним 13,2-мм пулеметом и двумя 450-мм торпедами. Этот катер стал основой флотилий торпедных катеров итальянского флота. С 1936 по 1937 г. была изготовлена первая серия таких катеров в количестве 24 единиц. Три последующие серии включали в общей сложности 48 подобных кораблей.

Производство торпедных катеров в Германии отчасти можно объяснить стремлением компенсировать нехватку крупных боевых кораблей, которая была обусловлена Версальским договором.

Торпедные катера типа Г-5 у причала советского порта

Первые германские торпедные катера типа S1 и S2 (S — сокр. от «Schnellboot» — «быстроходный катер») имели сравнительно большое водоизмещение (51,6 и 58,0 т соответственно). Кроме двух 500-мм торпед они были вооружены 20-мм автоматической пушкой. Благодаря исключительно удачной форме корпуса и мощным двигателям (900 и 1100 л. с.) они могли развивать в штормовом море скорость до 34 узлов. Всего в годы войны в Германии было построено 210 торпедных катеров.

Первые советские торпедные катера разрабатывались в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством авиаконструктора А. Туполева.

В 1928 г. ЦАГИ начал работу над созданием нового катера Г-5. При водоизмещении 17 т он имел на вооружении две 533-мм торпеды, 2 пулемета и мог нести 4 мины. Два двигателя суммарной мощностью 2000 л. с. обеспечивали скорость до 56 узлов. Именно эти катера в предвоенные годы составили основу соединений малых кораблей нашего флота и широко применялись в Великую Отечественную войну.

Итальянский катер MAS 505 с торпедой на борту

В общей сложности в составе ВМФ СССР к началу Великой Отечественной войны насчитывалось 269 торпедных катеров — больше, чем у флотов всех остальных стран вместе взятых.

Наибольших успехов в период Второй мировой войны добились германские катера. Они потопили 101 грузовое судно общим тоннажем 214 728 т, что почти в пять (!) раз превышало тоннаж флота СССР (42 200 т).

Пулемет «Бреда» калибра 13,2 мм устанавливался на итальянские катера

Поделиться ссылкой

Бен 10: найди пары

Расход топлива

Типы корпусов

Подводные лодки, где корпус выполняет две эти задачи, называли однокорпусными. Цистерна главного балласта находилась внутри корпуса, что снижало полезный объем внутри и требовало максимальной прочности стенок. 

Подводные лодки с полуторным корпусом оснащены прочным корпусом, который частично закрыт более легким. Цистерну главного балласта здесь вынесли наружу. 

Классические двухкорпусные лодки оснащаются прочным корпусом, который на всей своей протяженности закрыт легким корпусом. Главный балласт находится в промежутке между корпусами. 

Современные лодки имеют значительно большую автономность и скорость хода, поэтому инженерам приходится снижать его – корпус делают в форме капли. Это оптимальная форма для движения под водой.

См. также

Конструкция торпеды Шквал

Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Для этого требовалось достигнуть скоростного показателя в 100 м/с, или минимум 360 км/ч.

Схема гидрореактивной ракеты Шквал

Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным — создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации.

Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю, включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая — поддерживает быстроту движения.

Маршевый — твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части.

Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов.

https://youtube.com/watch?v=cM3L8s6Q08I

Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам. Ни подлодка, ни крупный корабль не успевает покинуть указанную точку, поскольку оба сильно уступают оружию по скорости.

Отсутствие самонаведения теоретически не гарантирует 100% точности попадания, однако, самонаводящуюся ракету противник способен сбить с курса применением устройств ПРО, а несамонаводящаяся следует к цели, невзирая на подобные препятствия.

См. также

В Викисловаре есть статья «торпеда»

  • Торпедная атака
  • Ракета-торпеда
  • Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина»)

    • буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
    • шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
    • метательная мина
  • Противокорабельная ракета
  • Противолодочная ракета

самолёты:

  • Торпедоносец
  • Воздушная торпеда Кеттеринга

корабли:

  • Подводная лодка
  • Торпедный катер
  • Миноносец
  • Эсминец

другое:

  • Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
  • Бангалорская торпеда

Структура Нептуна

Как устроена служба на подводной лодке

Матросом на подлодку можно попасть через военкомат. Каждой специальности соответствует своя боевая часть. Первая — штурманская, вторая — ракетная, третья — мино-торпедная, четвёртая — радиотехнических средств и связи, куда как раз попал я потом, и пятая — электромеханическая, самая большая.

С первой по четвёртую части — это так называемый БЧ-люкс. Они ходят чистенькие и опрятные. А БЧ5 — это «маслопупы», они там по колено в масле и воде. Я же попал на Северный флот, в Западную Лицу.

Почти что на каждой подводной лодке есть два экипажа. Когда один уходит в отпуск, заступает другой. Сначала идёт отработка задач. Автономка длится по-разному: самая короткая — 50 суток, самая длинная — 90.

В большинстве случаев мы плавали подо льдами Северного полюса — так лодку не видно со спутника, а если лодка плавает в морях с чистой водой, её можно увидеть даже на глубине 100 метров. 

Экипаж подлодки круглосуточно несёт вахту в три смены по четыре часа. Каждая смена завтракает, обедает и ужинает отдельно, между собой практически не общаясь. Ну, кроме собраний и общих мероприятий — праздников.

Жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Надо следить за показателями датчиков, пультом, делать записи. Все идут убирать какой-то участок. У кого-то это пульт управления, с которого надо смахнуть пыль, ну а у кого-то. 

Что мне нравилось в плавании — так это отсутствие морской болезни. Лодку шатало только в надводном положении. Если подо льдами — то ищут полынью. 

За день кок должен не только девять раз наготовить на ораву в 100 голодных матросов, но и для каждой смены накрыть столы, потом собрать посуду и перемыть её.

Каждый день подводнику положено 100 граммов сухого красного вина, шоколадка и вобла. Просто в самом начале, ещё в советские времена, когда говорили о том, чем подводникам поднимать аппетит, комиссия разделилась: они голосовали за пиво, другие — за вино. Выиграли последние, но вобла, которая шла в паре с пивом, в пайке  осталась.

 Главный всё равно командир, хотя внутренняя иерархия тоже существует. Офицеры, например, кроме командира, называют друг друга только по имени-отчеству. Начальник отдаёт приказание — подчинённый его выполняет без комментариев.

Если за столом сидят восемь человек, из которых, например, два годка, то еда делится пополам. По сравнению с тем, что в армии происходит, здесь практически равенство и братство.

История

Начало разработки

Отправка 80-футовых катеров фирмы Элко (англ.)русск. (тип А-3) из Нью-Йорка в СССР

В послевоенные годы в Военно-морском флоте СССР появился первый основной тип торпедного катера — большой ТКА проекта 183. Разработка этого судна была поручена коллектву Особого конструкторского бюро НКВД (ОКБ-5), штаб которого располагался первоначально на территории судостроительного завода № 5. Главным конструктором был назначен Павел Густавович Гойнкис. В разработке были учтены опыт создания и использования поставленных по ленд-лизу американских катеров типов «Воспер», «Элько» и «Хиггинс».

Физические размеры и скоростные качества

В соответствии с проектом эти катера должны были являться «большими, безреданными, полуглиссирующими, с остроскулыми обводами корпуса». Корпус изготавливался из древесины, сами катера оснащались бронированной рубкой и мостиком (толщина брони 7 мм). Полное водоизмещение составляло 66,5 т. Четырёхвальная дизельная энергетическая установка из отечественных двигателей типа М-50Ф (возможна была замена на модификации М-50Ф-1 и М-50ФТК) обеспечивала мощность 4800 л. с. и позволяла развивать скорость до 43-44 узлов (крейсерская скорость 33 узла). Дальность плавания зависела от скорости: при 33 узлах составляла 600 миль, при 14 узлах — 1000 миль. Запас топлива составлял 10,3 т. Для облегчения прохождения по внутренним водным путям мачта катера была сделана заваливающейся, что значительно уменьшало его габаритную высоту.

Вооружение

Вооружение катера включало два 533-мм однотрубных палубных торпедных аппарата класса ТТКА-53М. Оба располагались побортно под углом 3° к диаметральной плоскости. Также были установлены две спаренные 25-мм автоматические зенитные установки типа 2М-3 с боезапасом в 2000 выстрелов. Помимо этого, вперегруз на катер могли браться до 8 глубинных бомб ББ-1, до 6 морских мин КБ-3 и от 8 до 18 мин (вместо торпед) АМД-500. В состав радиовооружения входили РЛС «Зарница», станция опознавания «Факел-М» и две радиостанции. Для отвлечения противника устанавливалась дымовая аппаратура ДА-7 и 4 дымовые шашки МДШ. В навигационное вооружение входили приборы «Гиря», КГМК-4 (или ДКГМК-3), «Рейс-55» и авторулевой «Зубатка».

Строительство и модификации

В ходе государственных испытаний было выявлено много замечаний, но катера строились большой серией с 1952 по 1960 год. По оценкам моряков, катера были удачными и даже стали базовыми при разработке ракетного катера проекта 183-Р. Головной катер был сдан ВМФ в 1949 году, с этого года и вплоть до 1960 строились катера на заводах: № 5 в Ленинграде, № 460 в Сосновке и № 602 во Владивостоке. Итого было выпущено более 420 экземпляров.

На базе проекта «Большевик» были построены несколько модифицированных кораблей.

  • На катере проекта 183-Т был испытан дополнительный газотурбинный форсажный двигатель мощностью 4000 л. с., который позволял развивать скорость до 50 узлов. В 1955—1957 годах в Ленинграде по откорректированному проекту построили 25 таких катеров.
  • В 1958 году был построен опытный катер проекта 183-У, вооружённый четырьмя торпедными аппаратами, а в составе его энергоустановки использовались новые быстроходные дизельные двигатели. Полное водоизмещение катера достигало 92 тонн. Проект, однако, был закрыт, хотя и разрабатывались два его дальнейших варианта развития: 183-ТУ (с форсажной газовой турбиной) и 183-Т2 (с маршевой ГТУ и дополнительным 25-мм зенитным автоматом).
  • Был подготовлен также штабной проект катера 183-Ш.
  • Катер проекта 183-А был оснащён усиленной арктилитовой обшивкой (арктилит — это аналог бакелизированной фанеры с запрессованной металлической проволокой).
  • Катер проекта 199 был классифицирован как «охотник за подлодками» и вошёл в состав пограничных войск. Всего было построено 52 экземпляра.
  • Для обучения войск выпускался катер 183-Ц — радиоуправляемая учебная мишень.
  • В число нереализованных проектов вошли проект 183-Я2 и 183-Я3 с более лёгкими дизельными двигателями М503 (цифра в конце наименования катера класса 183-Я указывает количество таких дизелей). Водоизмещение первого судна составляло бы 88 тонн, а второго — 110 тонн. Вооружение было бы аналогично катеру 183-У.

Наши дни

К концу 1980-х годов все катера, кроме некоторых модификаций, были списаны. В течение всего срока службы они принимали активное участие в боевой подготовке и зарекомендовали себя с самой лучшей стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector