Линкор «императрица мария». гибель линкора «императрица мария»

Борьба за живучесть

Моряки в течение всей катастрофы действовали согласно Уставу и выполняли обязанности так, как велело штатное расписание. В 7:20 матросы четвертого каземата, находившиеся на вахте, заметили странное шипение, исходившее из-за перегородки погреба соседней с ними носовой башни. Они сразу доложили своему непосредственному начальнику о происходящем, успели раскатать пожарные шланги и подали воду. На это ушло всего две минуты. Сменившиеся после вахты матросы в это время умывались перед отдыхом, все они были сожжены адским пламенем взрыва. Электропитание было нарушено, свет погас. Взрывы продолжались (всего их прогремело 25), детонировали снаряды 130-мм калибра. Тем временем по приказу старшего инженера-механика мичман Игнатьев пытался запустить пожарные помпы. Это ему не удалось, отважный моряк погиб. Попытка затопить погреба второй носовой башни для создания водяного барьера также оказалась безуспешной, на это просто не хватило времени. Понимая, что всем не спастись, начальники давали команду матросам уходить, а сами оставались на верную смерть, пытаясь выполнить свой долг. После подъема корабля были найдены и преданы земле останки героев…

Как не ходить по учебе

При поступлении в высшее или специальное учебное заведение по окончании школы гражданин получает отсрочку от службы по учебе.

Мнение эксперта
Гусев Игорь Юрьевич
Адвокат с 6-летним опытом. Специализируется в области гражданского права. Имеет опыт в разработке юридической документации.

Полностью освободиться от армии можно, поступив в вуз, а по его окончании — если продолжить учебу, получая ученые степени. При этом обучение должно проходить очно и непрерывно в образовательном учреждении, получившем аккредитацию.

Ученая степень, полученная за рубежом, не позволяет получить отсрочку.

Отсрочку от армии по учебе, абитуриент получает после того, как поступил в вуз, зарегистрировался в военно-учетном столе института. Затем с необходимыми документами (выпиской из деканата, приписным удостоверением, паспортом, студенческим) нужно явиться в военкомат.

После прохождения медосвидетельствования комиссия выносит решение о годности к армии и предоставляет отсрочку на время учебы. Это решение позволяет спокойно учиться и получить диплом, не переживая о том, что в любой момент могут забрать в армию.

После окончания вуза можно продолжить учебу в магистратуре, аспирантуре. При условии, что дальнейшая учеба будет непрерывно проходить в очной форме, в этом случае военкомат выдаст новую отсрочку на весь период обучения.

Таким образом, повышая ученую степень, можно получать отсрочки вплоть до достижения 27 лет, когда призывной возраст заканчивается. В этом случае гражданин получает военный билет, не отслужив в армии.

Категории, связанные с освобождением

«Боинг 767-300»: схема салона «Норд Винд»

Авиакомпания Nordwind Airlines («Норд Винд», или «Северный ветер») была сформирована в мае 2008 года как интернациональная компания, занимающаяся чартерными перевозками, а также обладающая лицензией на грузоперевозки. Масштабы полетов авиакомпании охватывают практически весь мир – в основном это пользующиеся популярностью курорты.

В 2010 году компанией было закуплено 8 самолетов модификации ER для обеспечения максимального комфорта своим пассажирам. Позднее они были проданы другим авиакомпаниям, а 4 из них были сданы в аренду авиакомпании «Пегас Флай» (ООО «Авиакомпания Икар»).

В парке авиакомпании было два варианта схемы салона «Боинга 767-300» на 290 и 300 мест – из 39 и 43 рядов. Оба варианта компоновки с двумя классами – бизнес и эконом. Кроме того, особенностью данной компании является расположение сидений и кресла от итальянской компании RECARO, обеспечивающие большой уровень комфорта на протяжении всего полета.

Следствие продолжается

Взрыв линкора наделал много шума не только на Черноморском флоте. Сразу была назначена комиссия Морского министерства, которую возглавил адмирал Николай Матвеевич Яковлев – уважаемый моряк, который в русско-японскую войну был капитаном броненосца «Петропавловск». Приехали и другие высокопоставленные чиновники. Несмотря на то, что комиссия работала очень тщательно, особых успехов она не достигла. Опрошены были все участники и свидетели трагедии, но вот вещественные доказательства оказались на дне и не смогли помочь экспертам в определении причин трагедии.

Тем не менее версии трагедии были. Из наиболее вероятных обозначились целых три: взрыв самопроизвольный, вызванный техническими причинами или небрежностью и, наконец, диверсия. Комиссия рассмотрела все версии и не исключила ни одну из них. Особое место занимало несоблюдение уставных требований, или попросту халатность. Сейчас это безобразие обозначают выражением «человеческий фактор». В этот «фактор» входило, например, недолжное хранение ключей от помещений с пороховыми зарядами, причём некоторые отсеки вообще были открытыми. На линкоре находились посторонние люди: 150 инженеров и рабочих ежедневно приходили на борт и вели ремонтные работы.

Линейный корабль «Императрица Мария» после гибели

В этом плане очень показательны итоги работы комиссии, которая сделала важное и очень умное заключение: «Прийти к точному и доказательно обоснованному выводу не представляется возможным, приходится лишь оценивать вероятность этих предположений, сопоставляя выяснившиеся при следствии обстоятельства». Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович

Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений

Разошлись во мнениях о причинах взрывов адмирал Колчак и морской министр Григорович. Первый не верил в диверсию, а вот министр считал, что это был злонамеренный акт при помощи адской машины, совершенный руками врагов России. Григорович считал, что этому преступлению способствовал и беспорядок на корабле. В такой обстановке легко можно было подкупить кого-нибудь из команды или, переодевшись в одежду рабочего, подложить адскую машину. В итоге командира корабля было решено отстранить от командования, а офицерам, которые были причастны к открывшимся беспорядкам, не давать новых назначений.

В заключение я вновь хочу вернуться к повести А. Рыбакова, к высказыванию Полевого, бывшего матроса с «Императрицы Марии»: «Разбирались в этом деле много, да всё без толку, а тут революция… С царских адмиралов нужно спросить…».

Линейный корабль Императрица Мария после постановки в док и откачки воды, 1919 год

P.S. Первые попытки поднять линкор начались ещё в 1916 году, но революция и Гражданская война не позволили поднять его и завершить расследование. В 1918 году корпус подняли и отбуксировали в док. Его перевернули, осушили, выгрузили боеприпасы и сняли вооружение. Советская власть планировала восстановить линкор, но денег таких не нашлось, и в 1927 году останки судна продали на металлолом.

Описание

Императрица Мария на якоре 24 июня 1915 г .; конструкция на ее носу — это швартовная стрела, а не бушприт

Длина «Императрицы Марии» по ватерлинии составляла 168 метров (551 фут 2 дюйма) . У нее была ширина 27,43 метра (90 футов 0 дюймов) и осадка 8,36 метра (27 футов 5 дюймов). Водоизмещение составило 23 600 длинных тонн (23 980 т) под нагрузкой, что на 1000 длинных тонн (1016 т) больше, чем ее расчетное водоизмещение 22 600 длинных тонн (22 960 т). Она оказалась очень тяжелой в эксплуатации и имела тенденцию переправлять большие объемы воды через свои передние казематы . Боекомплект для передней 12-дюймовой (305-мм) пушки был уменьшен со 100 до 70 снарядов каждая, а боезапас 130-миллиметрового (5,1-дюймового) боеприпаса был уменьшен с 245 до 100 патронов на пушку в попытке компенсировать ее обрезку. . Это не решило проблему полностью, но Императрица Мария была потеряна до того, как могли быть внесены какие-либо другие изменения.

Корабль был оснащен четырьмя Парсонса -типа паровых турбин , импортируемых из John Brown & Company в Великобритании . Они были рассчитаны на общую 26000 (19000 кВт), но на ходовых испытаниях вырабатывали 33200 л.с. (24800 кВт) с использованием пара, производимого 20 треугольными котлами Ярроу смешанного типа с рабочим давлением 17,5  атм (1770  кПа ; 260).  фунтов на квадратный дюйм ). Расчетная скорость составляла 21 узел (40 км / ч; 20 миль / ч). Ее максимальная вместимость угля составляла 1700 длинных тонн (1727 т) плюс 500 длинных тонн (510 т) мазута , что давало ей дальность полета в 1640 морских миль (3040 км; 1890 миль) на максимальной скорости. Вся ее электрическая мощность вырабатывалась тремя основными турбогенераторами Curtis мощностью 360 кВт (480 л.с.) и двумя вспомогательными агрегатами мощностью 200 кВт (270 л.с.).

Ее основное вооружение состояло из дюжины 12-дюймовых орудий Обуховского образца 1907 года, установленных в четырех трех орудийных башнях, распределенных по длине корабля. Ее вторичное вооружение состояло из двадцати 130-мм орудий B7 Pattern 1913, установленных в казематах. Они были расположены двумя группами, по шесть орудий на борт от передней башни до кормовой воронки, а остальные четыре были сгруппированы вокруг задней башни. Она была оснащена четырьмя 75-миллиметровыми (3,0 дюйма) зенитными орудиями , по одной на крыше каждой башни. Были установлены четыре подводных торпедных аппарата диаметром 17,7 дюйма (450 мм) , по два на каждом борту за носовым магазином.

Линейный корабль «Императрица Мария»

Южные морские границы России сотни лет соседствовали с Османской империей. Перманентные войны вынуждали русских царей держать в Черном море современные боевые корабли. В 1907 году Турция купила у европейских стран два броненосца и восемь эсминцев. Новые судна с имеющимися старыми создавали реальную угрозу для крымских берегов России. Спустя 4 года южный сосед заказал у Британии строительство трех новейших дредноутов. Николай II должен был реагировать на наращивание морских сил со стороны потенциального врага.

На первом этапе адмиралтейство запланировало производство трех новейших линкоров типа «Императрица Мария». В 1911 году на Николаевских вервях началось строительство 3 судов:

  • «Императрица Мария»;
  • «Император Александр III»;
  • «Императрица Екатерина Великая».

Спустя несколько лет, после спуска на воду первых образцов, был заложен четвертый аналогичный корабль «Император Николай I».

Линкоры России

Внешность и характер в оценках современников

Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».

По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы

У императрицы было очень развито чувство долга.
«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».

Мария Александровна (186?)

Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т

Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»

Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»

Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».

Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».

Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».

Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».

Германские шпионы

В пользу «диверсионной» гипотезы также говорят некоторые обстоятельства. На корабле проводились ремонтные работы, контроль доступа был слабым, и что могло бы помешать лазутчику подложить в погреб микровзрыватель, подобный тому, что был обнаружен на итальянском дредноуте «Леонардо да Винчи» летом 1915-го? Тем более что многие люки не запирались. Еще один факт говорит на первый взгляд в пользу шпионского вредительства: в 1933 году органами НКВД была обезврежена резидентура немецкой разведки во главе с неким Верманом. По словам арестованного, он был завербован еще до революции. И интересовался достижениями военной русской электротехники, в том числе и схемами «Императрицы Марии». Внимания этому тогда чекисты не придали. Был ли Верман шпионом, неизвестно, тогда люди признавались в чем угодно.

Корабль был порезан на металлолом в 1926 году. Осталась лишь память о том, каким был линкор «Императрица Мария». Модель его есть в музее Нахимова, на родине флотоводца — в Смоленской области. Еще один искусно выполненный макет — в крупном масштабе — украшает экспозицию Николаевского Музея истории судостроения и флота.

Внешность и характер в оценках современников

Фрейлина Тютчева так описывает Марию Александровну: «Я сказала, что, когда я впервые увидела великую княгиню, ей было уже 28 лет. Тем не менее она выглядела еще очень молодой. Она всю жизнь сохранила эту молодую наружность, так что в 40 лет её можно было принять за женщину лет тридцати. Несмотря на высокий рост и стройность, она была такая худенькая и хрупкая, что не производила на первый взгляд впечатление belle femme; но она была необычайно изящна, тем совершенно особым изяществом, какое можно найти на старых немецких картинах, в мадоннах Альбрехта Дюрера…<…> Черты её не были правильны.

Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон.1849-51 гг., Эрмитаж.

Прекрасны были её чудные волосы, её нежный цвет лица, её большие голубые, немного навыкат, глаза, смотревшие кротко и проникновенно. Профиль её не был красив, так как нос не отличался правильностью, а подбородок несколько отступал назад. Рот был тонкий, со сжатыми губами, свидетельствовавший о сдержанности, без малейших признаков способности к воодушевлению или порывам, а едва заметная ироническая улыбка представляла странный контраст к выражению её глаз. Я настаиваю на всех этих подробностях потому, что я редко видала человека, лицо и наружность которого лучше выражали оттенки и контрасты его внутреннего чрезвычайно сложного „я“».

По воспоминаниям современников Мария Александровна обладала исключительной добротой, искренностью и вниманием к людям. Она была очень набожна и строго соблюдала церковные догматы

У императрицы было очень развито чувство долга.
«Это прежде всего была душа чрезвычайно искренняя и глубоко религиозная, но эта душа, как и её телесная оболочка, казалось, вышла из рамки средневековой картины….Душа великой княгини была из тех, которые принадлежат монастырю. Вот подходящая обстановка для этой души, чистой, сосредоточенной, неизменно устремленной ко всему божественному и священному, но не умевшей проявить себя с той горячей и живой отзывчивостью, которая сама и дает и получает радость от соприкосновения с людьми».

Мария Александровна (186?)

Цесаревич Александр (будущий император Александр II) так представлял свою невесту её будущему законоучителю Г. Т

Меглицкому: «Его Высочество изволил обратить внимание на Её Высочество, и сказать, что я найду в ней самую невинную душу, готовую к принятию всякого добра»

Сестра Александра II Ольга писала : «Мари не хватало мягкости и привлекающей к себе сердечной веселости. Было только немного людей, которые сумели к ней приблизиться. <…> Вообще она считалась женщиной большого сердца и чувства, но её улыбка все чаще была грустной.»

Историк, правовед К. Д. Кавелин, который преподавал историю цесаревичу Николаю Александровичу, пишет об общем впечатлении «застенчивости и робости», которое возникло у него при встрече с императрицей в 1857 г. «Намерения и чувства, без сомнения, — самые лучшие, но в мыслях видна нетвёрдость, неясность, нерешительность, которые характеризуют жертву событий, а не владычицу их».

Адмирал Д. С. Арсеньев, который был воспитателем её младших сыновей, пишет: «императрица жила только для исполнения своей высокой обязанности (Императрицы, супруги и матери), чуждая всякой суетности и мелкой жизни, была к себе самой очень строга, но в отношении к своему супругу и своим детям думала, что нельзя требовать от других такого возвышенного и строгого взгляда на жизнь».

Военный министр Д. А. Милютин пишет об императрице « <…> внушила мне чувство благоговейного почтения. Это была святая женщина в нравственном отношении и вместе с тем высокого ума и образования».

Король Баварии Людвиг II писал, что императрица Мария Александровна, которая гостила в его замке Берг в 1868 г., «осенена ореолом святой».

Подготовка производственной базы

При обсуждении в Государственной Думе вопроса об ассигновании средств на усиление Черноморского флота П. А. Столыпин предложил Морскому министру обследовать южные казённые верфи (Николаевское и Севастопольское адмиралтейства) на предмет возможности постройки на них дредноутов. Как оказалось, эти адмиралтейства к постройке дредноутов были не готовы. Единственными судостроительными предприятиями на юге России, способными строить дредноуты в то время, являлись: завод «Наваль» (г. Николаев), принадлежащий бельгийскому акционерному обществу, и частное предприятие Русского судостроительного Общества «Руссуд».

На основании доклада заслушанного в Совете Министров при поддержке председателя Совета министров П. А. Столыпина был разработан законопроект, который в марте 1911 года был принят Государственной Думой и в мае 1911 года утверждён императором Николаем II. На обновление ЧФ выделялось 150,8 миллионов рублей, из этой суммы — 102,2 миллиона рублей отводилось на постройку трёх дредноутов, эсминцев и подводных лодок, а остальные деньги направлялись на усиление средств ремонта и базирования ЧФ. Сразу же после утверждения закона-программы Санкт-Петербуржский международный коммерческий банк принял решение финансировать военное судостроение на юге России, в связи с возникшей идеей создания Русского судостроительного общества «Руссуд», акционерами которого стали многие видные деятели Морского министерства, а также члены Императорской фамилии. По представлению Морского министерства Совет министров в интересах государства решил сдать «Руссуду» в бесплатную аренду на срок 25 лет казённое Николаевское адмиралтейство для постройки двух дредноутов, с предоставлением крупного денежного аванса от Морского министерства для проведения срочной реконструкции верфи. Завод «Руссуд» в кратчайшие сроки создал вполне современное предприятие, способное приступить к одновременной постройке двух дредноутов. На левом берегу р. Ингул был построен огромный эллинг на металлических опорах, перекрывающий два смежных стапеля, оборудованных мостовыми кранами. К эллингу примыкала железобетонная судостроительная мастерская. «Руссуд» построил плавучий док грузоподъёмностью 30000 тонн и плавающий кран грузоподъёмностью 150 тонн.

Для обеспечения возможности осуществить постройку третьего дредноута на заводе «Наваль», с неукоснительным соблюдением требования Морского министерства: «…строить корабли только на отечественных заводах и из отечественных материалов…»: в 1911 году этот завод был переведён в собственность французского анонимного акционерного Общества Николаевских заводов и верфей (ОНЗ и В), в 1912 году значительная часть ОНЗ и В перешла в собственность Санкт-Петербургского международного коммерческого банка, вследствие чего в 1913 году французское ОНЗ и В было преобразовано в русское акционерное общество ОНЗ и В.

Согласно планам обновления Черноморского флота предполагалось усилить корабельный состав новыми линейными кораблями. Для ускорения постройки за основу был принят проект линейных кораблей типа «Севастополь» заложенных в 1909 году в Петербурге. Техническое задание на черноморские линкоры предусматривало следующие отличия: уменьшенная до 20 узлов скорость полного хода; увеличенное бронирование башен до 250-мм и угол возвышения орудий до 35°; увеличенный до 130-мм калибр противоминной артиллерии.

Любимая невестка

Невестку полюбили все. При знакомстве она поражала тактом и врожденным достоинством. Особенно тепло относился к Марии император Николай I. Свои письма к ней он всегда начинал со слов «Благословенно Твое Имя, Мария». Александр с каждым днем все больше привязывался к невесте. Его сестра Ольга Николаевна была уверена, что этот союз был от бога.

Ольга Николаевна с большим теплом отзывалась о Марии Дармштадской в своих дневниках. Она вспоминала, как семья приехала в Германию, чтобы поздравить будущих родственников с помолвкой. Мария выглядела старше своих 15 лет и смотрела на мир умными глазами. Только румянец слегка выдавал ее волнение. Император сказал ей: «Ты не можешь понять значения, которое ты имеешь в моих глазах. В тебе я вижу не только Сашино будущее, но и будущее всей России; а в моем сердце это одно». Ночью девушки никак не могли наговориться и поздно уснули.

Описание корабля

Чертеж боевых повреждений линейного корабля «Императрица Мария» из фондов ЦВММ

Один из двух парусных 84-пушечных линейных кораблей типа «Храбрый», строившихся в Николаеве с 1841 по 1853 год. Корабли этого типа являлись самыми крупными кораблями 84-пушечного ранга за всю историю флота. Водоизмещение корабля составляло 4160 тонн, длина между перпендикулярами — 61 метр, длина по гондеку — 62,8 метра, ширина — 12,3 метра, а осадка — 7,3 метра. Вооружение корабля по сведениям из различных источников составляли от 84 до 90 орудий, из них восемь 68-фунтовых бомбических орудий, от пятидесяти шести до пятидесяти восьми 36-фунтовых чугунных пушек, двадцать 24-фунтовых пушек или пушко-карронад, две 24-фунтовые, две 12-фунтовые и две 8-фунтовые карронады, два 10-фунтовых чугунных десантных «единорога» и четыре 3-фунтовых фальконета. Экипаж корабля состоял из 770 человек.

Корабль назван в честь супруги императора Павла I, императрицы Марии Фёдоровны, и был одним из двух парусных линейных кораблей российского флота, носивших это имя. До этого одноимённый корабль строился в 1827 году и также нёс службу в составе Черноморского флота.

Боевое применение

Несмотря на то, что российские корабли, входившие в состав Черноморского флота, по своим боевым возможностям заметно проигрывали немецкому линейному крейсеру «Гебен», воевавшему на стороне Турции, они всё же смогли провести целый ряд успешных операций еще до завершения испытаний «Императрицы Марии». Сам «Гебен», получив повреждения вначале в артиллерийском бою, а затем в результате подрыва на мине, стал заметно более осторожным и снизил свою активность.

После того, как новый дредноут вошел в состав Черноморского флота, баланс сил окончательно изменился в пользу России. С сентября по декабрь 1915 года «Императрица Мария» совершила десять боевых походов. Вместе с броненосцами «Иоанн Златоуст», «Пантелеймон» (бывший «Потёмкин») и «Евстафий» новый линкор принимал участие в обстреле Варны, осуществлял прикрытие в районе Зонгулдака.

Немецкий линейный крейсер «Гебен».

Начиная с 5 февраля 1916 года «Императрица Мария» поддерживала огнем своих орудий сухопутные русские войска, проводившие Трапезундскую операцию, которая закончилась полным успехом.

Между тем «набеги» немецких крейсеров хотя и стали более редкими, но не прекращались. Это стало одной из причин для смены командующего Черноморским флотом. В июне 1916 года на эту должность был назначен будущий «Верховный правитель России» А.В. Колчак. В день его прибытия в Севастополь «Бреслау» вновь появился в Черном море.

Новый командующий принялся за дело очень энергично: утром 9 июля с «Императрицы Марии», спешно вышедшей на перехват по приказу Колчака, на горизонте был замечен и опознан «Бреслау». Немецкая подводная лодка, также находившаяся в этом районе, попыталась выйти в атаку на русский дредноут, однако Колчак, предвидя такую возможность, заранее поднял в воздух гидросамолеты, которые успешно загнали противника на глубину.

Русские эсминцы, шедшие впереди линкора, атаковали немецкий крейсер, принуждая его к «правильному бою». Несмотря на то, что «Бреслау» обладал значительным превосходством в скорости, Колчаку удалось благодаря умелому маневрированию сократить расстояние до вражеского корабля до 95 кабельтовых, и лишь внезапный шквал позволил крейсеру ускользнуть.

Легкий крейсер «Бреслау». Погиб, подорвавшись на мине, в 1918 году.

Таким образом, господство на Черном море теперь принадлежало русскому флоту, что позволяло рассчитывать на дальнейший захват Константинополя и проливов. Реализовать этот замысел надеялся адмирал Колчак, однако ему помешала катастрофа, происшедшая в Севастополе 20 октября 1916 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector