Фау-1

Сравнительная характеристика

Основные сведения и технические характеристики иностранных ракет с жидкостными ракетными двигателями
Наименование ракеты и странапроизводства Двигатель Массо-габаритныехарактеристики Лётно-техническиехарактеристики Другое
Оригинал Русское Страна Ступени Топливо Система подачи Тяга на земле, кгc Время работы, с Длина, м Диаметр, м Полная масса, кг Масса топлива, кг Масса полезной нагрузки, кг Скорость макс., м/с Высота макс. или по траектории, км Дальность, км Серийное производство Примечание
Дальние ракеты типа «земля — земля»
V-2 (A-4) «Фау-2» Жидкий кислород + 75% этиловый спирт Насосная 25000 65 14 1,65 3000 9000 1000 1500 80 до 300 Да Устарелая конструкция. Послужила прототипом многих ракет
WAC Corporal «Корпорэл» Азотная кислота + анилин Вытеснительная 9070 12,2 0,762 5440 600 ÷ 800 1000 ÷ 14501 80 120 ÷ 240 Да Разбег дальностей и скоростей достигается за счёт установки боевой части различного веса
PGM-11 Redstone «Редстоун» Жидкий кислород + спирт Насосная 31880 18,3 1,52 20000 1800 320(800) Да Стала прототипом для разработки ракет с дальностью до 2400 км
SM-65 Atlas «Атлас» Первая ступень Жидкий кислород + диметил-гидразин Насосная 2×45360 (2×54000) 100000 ÷ 110000 6700 1280 8000 Да При старте работают все три двигателя
Вторая ступень Жидкий кислород 61000 24 ÷ 30 2,4 ÷ 3 225000
Ракеты для исследования верхних слоёв атмосферы
General Electric RTV-G-4 Bumper «Бампер» Первая ступень типа А-4 (см. данные ракеты А-4) 26 кг (вес приборов) 3000 420 Изготовлено несколько экземпляров↓ Использовалась для исследовательских целей
Вторая ступень WAC Corporal Азотная кислота + анилин Вытеснительная 680 45 5,8 0,3 300
RTV-N-12 Viking «Викинг» № 11 Жидкий кислород + спирт Насосная 9070 12,7 1,2 7500 320 1920 254 Выпущено 12 шт. в различных вариантах Специальная исследовательская ракета. Имеет отделяющуюся головку
№ 12 Насосная 9225 105 12,7 1,14 6800 2950 ÷ 2500 450 1800 232
Aerobee «Аэроби» Первая ступень Порох 2,5 1,9 265 117 68,4 1380 100 ÷ 145 Выпущено около 100 шт. различных вариантов
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1140 45 6,1 0,38 485 283
Aerobee 150 «Аэроби» Первая ступень Порох 265 55 — 91 2150 325 ÷ 270 Да
Вторая ступень Азотная кислота + (анилин + спирт) ЖАД 800 53 6,37 0,38 500
Veronica AGI «Вероника» Азотная кислота + керосин ЖАД 4000 32 ÷ 35 6,0 0,55 1000 700 57 1400 120 240 Опытные образцы
Зенитные управляемые ракеты
Wasserfall «Вассерфаль» Азотная кислота + визоль Баллонная 8000 40 7,835 0,88 3800 1815 600 ÷ 100 750 20 40 Не была окончательно доведена
MIM-3 Nike Ajax «Найк» Первая ступень Порох 3,9 550 до 140 кг 670 18 30 Да Состояла на вооружении в системе противовоздушной обороны США
Вторая ступень Азотная кислота + анилин Баллонная 1180 (на высоте 3000 м) 35 6,1 0,300 450 136
Matra SE 4100 «Матра» Баллонная 1250 14 4,6 0,400 400 110 500 4,0 Опытные образцы
Oerlikon RSC-51 «Эрликон» Азотная кислота + керосин Баллонная 500 52 4,88 0,37 250 130 20 750 15 20 Да
Источник информации: Синярев Г. Б., Добровольский М. В. Жидкостные ракетные двигатели. Теория и проектирование. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Гос. издательство оборонной промышленности, 1957. — С. 60—63 — 580 с.

I Fly (Ай Флай)

Чартерная авиакомпания «Ай Флай» использует в своих самолетах 4 варианта компоновки, каждый — уникальный.

Классы не выделяются. Общая вместимость — 387.

Места у аварийных выходов: 36 A, C, H, K.

iflyltd.ru

Схема мест № 2

Первый салон — 19 комфортных мест. Остальные места стандартные, их 268.

Места у аварийных выходов: 36 A, C, H, K.

iflyltd.ru

Схема мест № 3

В первом салоне на 48 мест увеличено пространство для ног впереди каждого кресла. Остальные места — стандартные, 263.

Места у аварийных выходов: 26 A, B, J, K; 39 B, J; 40 D, F.

iflyltd.ru

Схема мест № 4

В первом салоне выделен комфорт-класс на 18 мест. Количество стандартных мест в самолете — 251.

Места у аварийных выходов: 24 A, B, H, K.

iflyltd.ru

5.

Оценка проекта


Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел (Clayton Bissell) представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90 000 8025
Вес бомб, тонн 61 149 14 600
Израсходовано топлива, тонн 71 700 4681
Потеряно самолетов 3075
Потеряно экипажа 7690
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1150 000 1127 000
Потери населения 92 566 22 892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для АнглииУсилия самолетов сопровождения
Вылетов 86800 44 770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

В целом, по соотношению «стоимость/эффективность», Фау-1 была достаточно эффективным оружием (в отличие от существенно более дорогой Фау-2). Она была дешевой и простой, могла производиться и запускаться массово, не требовала обученных пилотов и в целом, даже с учётом значительных потерь самолётов-снарядов от противодействия англичан, наносимый ракетами ущерб был больше затрат на производство, собственно, ракет. Полностью собранная Фау-1 стоила всего 3,5 тысяч рейхсмарок— менее 1 % от стоимости пилотируемого бомбардировщика с аналогичной бомбовой нагрузкой[источник не указан 1781 день].

Следует также учитывать, что противодействие ракетным обстрелам потребовало от англичан значительных усилий, задействования множества зенитных орудий, истребителей, прожекторов, РЛС и персонала и в итоге значительно превосходили по стоимости сами задействованные ракеты, даже без учёта наносимого последними ущерба[источник не указан 1781 день].

Краткие ТТХ

  • Длина, м: 7,75
  • Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
  • Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
  • Высота, м: 1,42 (1,55)
  • Снаряжённая масса, кг: 2160
  • Масса боевой части, кг: 700—1000,
  • Тип взрывчатого вещества: аммотол
  • Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
  • Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
  • Максимальная дальность полёта, км: 286
  • Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
  • Расход топлива, л/км: 2,35
  • Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
  • Круговое вероятное отклонение (расчётное), км: 0,9
  • Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.

История строительства

Баллистическая ракета «Фау-2»

Семейство баллистических ракет, создаваемых с конца 30-х годов под руководством Вернера фон Брауна, носило индекс «А»- «Aggregat». Самая знаменитая из них – А-4, несмотря на цифровое обозначение, была пятой в серии проектов, и впервые взлетела весной 1942 года.

В устройство корпуса «Фау-2» входили четыре отсека. Боевая часть снаряжалась аммотолом, масса заряда доходила до 830 кг. В отсеке управления находилась гироскопическая система наведения. Центральный, и самый крупный, отсек занимали баки с горючим и окислителем. Топливом служил водный раствор этилового спирта, а в роли окислителя выступал сжиженный кислород. Наконец, хвост ракеты занимал жидкостный ракетный двигатель.

Изначально ракеты «Фау-2» предполагалось запускать из защищённых бункеров, но превосходство в воздухе, завоёванное авиацией союзников, не дало даже завершить постройку укреплённых позиций. В итоге ракетчики «работали» с мобильных полевых позиций.

Для подготовки такой стартовой площадки было достаточно найти ровный участок местности и установить на нём пусковой стол.

Запуск «Фау-1»

Катапульта для запуска V-1

Катапульта для запуска, Duxford

Поршень который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда

ПуВРД эффективен только при достижении снарядом некоторой начальной скорости. Это влечёт необходимость технических средств обеспечения этой начальной скорости при запуске. Существовало два варианта запуска снаряда:

  • со стационарной наземной пусковой установки — катапульты Вальтера.
  • с самолёта-носителя, в качестве которого использовался бомбардировщик He 111. Снаряд подвешивался к носителю асимметрично — под одно крыло рядом с фюзеляжем, что объясняется сильно выступающим над корпусом снаряда двигателем.

Хотя первые, экспериментальные пуски Фау-1 выполнялись с самолёта-носителя, большая часть боевых пусков была осуществлена с наземных установок.

Катапульта представляла собой массивную стальную конструкцию длиной 49 м (длина пути разгона 45м) и монтировалась из 9 секций. Наклон катапульты к горизонту — 6°. На верхней стороне находились направляющие, по которым двигался снаряд при разгоне. Внутри катапульты по всей её длине проходила труба диаметром 292 мм, выполнявшая роль цилиндра парового двигателя. В трубе свободно перемещался поршень, который перед стартом сцеплялся с бугелем, находившимся на нижней части фюзеляжа снаряда. Поршень приводился в движение давлением (57 бар) парогазовой смеси, подававшейся в цилиндр из специального реактора, в котором происходило разложение концентрированной перекиси водорода под воздействием перманганата калия. Передний конец цилиндра был открыт и после схода снаряда с катапульты поршень вылетал из цилиндра и уже в полёте отцеплялся от снаряда. Катапульта сообщала снаряду начальную скорость около 250 км/час. Время разгона — около 1 сек.

С одной катапульты по расчётам можно было запустить до 15 снарядов в день, хотя на практике это делалось далеко не всегда. Рекорд составлял 18 запусков в 1 день. Около 20 % всех пусков с катапульты были аварийными.

воздушный старт

3-й воздушной эскадрой Люфтваффе, носившей имя III/KG 3 «Blitz Geschwader» (нем. «Молниеносная эскадра»), с июля 1944 года по январь 1945 года с модифицированных He 111 (носивших обозначение H-22s) было произведено 1176 запусков. Послевоенные исследования оценивают потери «Фау-1» в 40 % при запуске с самолётов, которые тоже несли потери, как от атак истребителей противника, так и от факела двигателя снаряда, в зоне которого на несколько секунд после пуска оказывался самолёт.
В самом конце войны было изготовлено несколько пилотируемых «Фау-1» (так и не использованных), предполагавших подъём в воздух на тросе, с использованием реактивного Ar 234 в качестве буксировщика.

Читайте другие новости:

Falchion Knife (Фальшион).

Не самый популярный нож среди игроков Контр Страйк. На площадке фальшиона стоит довольно дешево, но имеет необычную анимацию при атаках. Фотография демонстрирует скиновый фальшион.

Чертеж ножа Falchion Knife (Фальшион)

Фау-1

ФАУ-1 (нем. V-1, от Vergeltungswaffe —
оружие возмездия), управляемая крылатая
ракета (ранее называлась самолётом-снарядом). В конце 2-й мировой войны применялась Германией для поражения крупных
объектов и деморализации населения Великобритании. Запускалась с помощью катапульты (иногда с самолёта-носителя) и затем
выводилась системой управления на заданную траекторию. Масса Фау-1  2,2 т, длина корпуса 7,6 м, максимальный диаметр 0,82 м, размах
крыльев 5,3 м. Двигатель — пульсирующий
воздушно-реактивный, работал на бензине и
развивал тягу ок. 2,7 кН (270 кгс) при скорости 550—600 км/ч, обеспечивая дальность
до 370 км. Высота полёта достигала 2000 м.
Боевая часть имела заряд Фау-1 массой 700 кг.
Система управления полётом — автономная,
магнитно-гироскопическая, обеспечивала вывод Фау-l на заданную высоту, горизонтальный полёт по заданным курсу и высоте с необходимой скоростью и перевод в пикирование на цель. Первый боевой пуск Фау-l состоялся 13 июня 1944 с пусковой установки,
размещённой на севере Франции; цель была
выбрана в Южной Англии. Из 10 500 ракет, нацеленных на Великобританию, на её территории
упало только 3200, из них на Лондон —
2500. Примерно каждая пятая ракета отказывала при пуске, каждая четвёртая уничтожалась английскими
истребителями, 17% сбивалось зенитной артиллерией, 7% разрушалось при
встрече с воздушными заграждениями. Недостатками ФАУ-1 были низкая точность попаданий
и относительно малая скорость полёта.

Оpлов А. С.

Советская военная энциклопедия.

«Оружие возмездия»
(Vergeltungswaffen), разработанное немецкими учеными в конце 2-й мировой
войны на секретной базе в Пенемюнде ракетное оружие V-1 («Фау-1») и V-2
(«Фау-2»), которое по замыслу Гитлера должно было переломить ход войны.

Первый боевой запуск ракеты V-1 на жидком топливе был произведен 12 июня
1944 с побережья Франции для поражения Лондона. В течение одной недели на
британскую столицу было выпущено более 8 тыс. ракет, многие из которых
оказались сбитыми силами английской противовоздушной обороны, по меньшей мере
630 взорвалось в воздухе, однако небольшая часть все же достигла цели.
Английские потери от этой бомбардировки составили около 6 тыс. человек убитыми
и около 40 тыс. ранеными. Три месяца спустя, 8 сентября 1944, с базы в
Нидерландах был произведен первый пуск ракеты V-2 по лондонскому району
Чизвик. Ракета V-2 имела около 15 метров длины, вес 13 тонн, в том числе
1-тонная боеголовка. Скорость ракеты была около 7 тыс. км в час, дальность
полета 500 км. На Англию было выпущено более 1 тыс. ракет V-2, 600 из которых
пришлось на Лондон. Потери англичан составили около 10 тыс. человек убитыми.

Использован
материал Энциклопедии Третьего рейха —
www.fact400.ru/mif/reich/titul.htm 

Литература: 

Секретное оружие третьего рейха. М., 1975;

Морозов Н. И. Баллистические ракеты стратегического назначения. М., 1974;

Латухин А. Н. Боевые управляемые ракеты.
М., 1968;

Мадер Ю. Тайна Хантсвилла. Пер.
с нем. М., 1965. 

Значение ракеты Фау-2 для мирового ракетостроения

Про ракету Фау-2 написано много. Устройство ракеты «А-4», конструкция ее узлов и систем стала хрестоматийным учебным
пособием для студентов-ракетчиков. Это не удивительно. Ведь она была и остается первой.

Ракета Фау-2 являлась для своего времени новейшим высокотехнологичным продуктом. В ее системах сконцентрировалась
передовая научная и инженерная мысль, воплощенная в материалы, пусковое оборудование, радиоэлектронику и многое другое.

В тоже время ракета Фау-2, прежде всего, была оружием несущим смерть. Даже организация серийного производства ракеты
отняло тысячи человеческих жизней. Об этом нужно всегда помнить.

Значение ракеты Фау-2 для развития мирового ракетостроения огромно. Закрывать на это глаза непродуктивно для истории.
Рожденная в нацистской Германии технология производства ракет Фау-2, компоненты ракеты, персонал, имевший какое-либо
отношение к ракете, превратились к моменту завершения второй мировой войны на европейском театре военных действий, в лакомый
кусок для держав победителей фашизма.

Ракеты Фау-2, собранные из трофейных компонентов нашли свое применение в
США и СССР.
Стремление использовать и развивать технологии ракет Фау-2 привели к стремительному развитию в этих странах не только
собственного ракетостроения, но и всего того что, так или иначе с ним связано. Успехи ракетостроения, в свою очередь,
проложили Человечеству дорогу в космос.

Нож с лезвием крюком

Смотри тоже

Словосочетание «ракета Фау-2»

Слово «Фау-2» происходит от немецкого «Vergeltungswaffe-2», где «Vergeltungswaffe» переводится, как оружие возмездия,
а литера «2» обозначает порядковый номер этого оружия, присвоенный гитлеровской пропагандой летом 1943 года. Такое
обозначение придумал рейхсминистр народного просвещения и пропоганды фашистской Германии Йозеф Геббельс. С характером
системы оружия название не имело ничего общего. Сокращенно ракету называли «V-2». Под аббревиатурой «V-2» название ракеты
закрепилось в Германии, затем в Великобритании, США и во всем мире.

Однако немецкие конструкторы ракеты именовали свое детище по другому – «А-4», что означает «Агрегат – 4». Литера «4»
обозначает порядковый номер проекта ракеты.

В русском языке слово «Фау-2» стало употребляться с 1945 года, как чтение от первой буквы немецкого слова
«Vergeltungswaffe». Слово прижилось в русскоязычной исторической и военной литературе. Однако, словосочетание «ракета Фау-2»
первоначально не использовалось, а соответствующее ему изделие именовалось «реактивный снаряд Фау-2». Сейчас в Рунете равно
фигурируют все три названия: «Фау-2», «А-4», «V-2». Употребление понятия «реактивный снаряд» в отношении Фау-2 применяется редко.

Fi-103A-1

Базовая модель ракеты. По сути, именно та, что обычно и считается знаменитой Фау-1, впервые запущенной летом 1944 года. Все ракеты, выпущенные по Лондону до потери немцами пусковых позиций во Франции, относились к модели A-1.

Fi-103A-1 в австралийском мемориальном военном музее Fi-103A-1 приводилась в движение пульсирующим двигателем “Аргус” As 109-14 и несла на борту 610 литров (133 галлона) авиатоплива E-1; этого хватало, чтобы пролететь от 200 до 210 км. Скорость составляла 670 км/ч на высоте в 1375 метров (4500 футов).

Боевая часть базовой Fi-103A-1 весила 850 килограмм и снаряжалась амматолом 39А. По распоря­жению OKW, в попытке увеличить разрушительный эффект от ракеты двести пятьдесят единиц были снаряжены триаленом 105 – смесью взрывчатых веществ, усиленных алюминиевой пудрой. Поскольку версия с триаленом ничем больше не отличалась от базовой, она не считалась отдельной модификацией (однако, изредка встречается обозначение Fi-103A-2, возможно, относящееся именно к ней). В 1945 году, в связи с дефицитом качественной взрывчатки, некоторые боевые части снаряжались дешевыми инженерными взрывчатыми веществами на основе динамита.

Краткие ТТХ

  • Длина, м: 7,75
  • Размах крыла, м: 5,3 (позднее 5,7)
  • Диаметр фюзеляжа, м: 0,85
  • Высота, м: 1,42 (1,55)
  • Снаряжённая масса, кг: 2160
  • Масса боевой части, кг: 700—1000,
  • Тип взрывчатого вещества: аммотол
  • Двигатель: 1 ПуВРД Argus As 014 с тягой 2,9 кН (296 кГс)
  • Максимальная скорость полёта: 656 км/ч (ок 0,53М); скорость увеличивалась по мере облегчения аппарата (с расходом топлива) до 800 км/ч (ок. 0,65М).
  • Максимальная дальность полёта, км: 286
  • Практический потолок, м: 2700—3050 (на практике летал на высотах от 100 до 1000 метров)
  • Расход топлива, л/км: 2,35
  • Ёмкость бака, л: 550—640, бензина (80-октановый).
  • Круговое вероятное отклонение (расчётное), км : 0,9
  • Стоимость ракеты (проектная), рейхсмарок: 10 тыс. В конце войны — 3,5 тыс. при использовании бесплатного труда заключенных.

Примечания

Комментарии
  1. Пять ракет из одиннадцати, ещё три ракеты разрушились в полёте и упали вблизи старта из-за отказа системы управления и недостаточной прочности корпуса и три ракеты достигли цели с большими отклонениями (десятки километров), также из-за проблем с системой управления.
Источники
  1. , с. 185.
  2. , с. 187.
  3. Михаил Козырев, Вячеслав Козырев. A4b // Реактивная авиация второй мировой войны. — М.: Центрполиграф, 2012. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-227-03858-6.
  4. Walter Dornberger. Peenemünde. Moewig Dokumentation (Том 4341). — Berlin: Pabel-Moewig Verlag Kg, 1984. — С. 297. — ISBN 3-8118-4341-9.
  5. ↑ , Из отчёта о работе института «Нордхаузен» начальника института гвардии генерал-майора артиллерии Л. Гайдукова и главного инженера С. Королёва.
  6. Орлов А. С. [epizodsspace.no-ip.org/bibl/orlov/sekret-orujie/01.html Секретное оружие третьего рейха]. — М.: «Наука», 1975. — P. 17—18. — 200 000 экз.
  7. , Докладная записка Д. Ф. Устинова и других И. В. Сталину об ознакомлении с работами по реактивному вооружению в Германии от 24 июня 1946 г..
  8. , Докладная записка Н. Д. Яковлева и других И. В. Сталину о результатах пусков ракет Фау-2 от 28 ноября 1947 г..

Боевое применение

Для защиты от Фау-1 использовано около 2000 аэростатов заграждения (оригинальное цветное фото 1942 года)

Боевое развёртывание ракет началось в 1943 году, с подготовки нескольких стартовых позиций во Франции. С инженерной точки зрения представлялись более выгодными хорошо защищённые железобетонные стартовые комплексы («тяжёлые» позиции), в то время как с военной точки зрения предпочтительнее были рассредоточенные «лёгкие» позиции. В итоге было принято компромиссное решение об оборудовании 4-х «тяжёлых позиций» (Бункер Сиракур и Бункер Брекоэрт) и 96 «лёгких». Фактически, ни одна тяжёлая позиция так и не была завершена, и все запуски осуществлялись с лёгких.

13 июня  — первое боевое применение Фау-1, удар нанесён по Лондону.

К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb), из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Таран (воздушный), Супермарин Спитфайр и Фау-1. Спитфайр (справа) кончиком крыла «подцепляет» и переворачивает V-1 (слева); гироскопы ракеты не в состоянии вернуть её после этого на курс, она падает

Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Хотя конкретные цифры варьируются от источника к источнику, британский доклад, опубликованный после войны показал, что на Англию были запущены 7547 Фау-1. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 — артиллерией кораблей Королевского ВМФ.

Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов[когда?] — снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнём) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

После того, как союзники, высадившись на континент, захватили или разбомбили большую часть наземных установок, направленных на Лондон, немцы начали обстрел стратегически важных пунктов в Бельгии (в первую очередь порт Антверпена, Льеж), несколько снарядов были выпущены по Парижу.

Конструкция ракет ФАУ 1 и ФАУ 2

Фау 1 по конструкции была очень простой и дешевой в производстве. Фюзеляж имел сигарообразную форму, изготавливался при помощи сварки из обыкновенных листов стали.

Конструкция ФАУ 1:1. Компас. 2. Нижний детонатор. 3. Детонатор. 4. Боеголовка. 5. Крыло. 6. Топливные баки. 7. Баллоны со сжатым воздухом. 8. Счётчик пройденных километров. 9. Регулятор подачи топлива. 10. Автопилот гироскопа

В середине корпуса находились крылья. Позади крыльев, на специальной стойке, располагался пульсирующий воздушно-реактивный двигатель. Конструкция двигателя тоже простая. Он состоял из сопла и камеры сгорания, сопло имело меньший диаметр, чем камера. Основными плюсами этого двигателя были простота конструкции и невысокая цена.

Электронная «начинка» ФАУ 1 — это три гироскопа и датчик высоты. Один — главный и два дополнительных гироскопа обеспечивали отличную стабилизацию в полете.

Управление рулевым устройством осуществлялось с использованием воздуха высокого давления. Дальность полета измерялась при помощи простейшего механического счетчика, снабженного лопастями, которые вращались при помощи встречного потока воздуха. После достижения нужного количества километров на счетчике, рулевое устройство вводило ракету в пике, и ракета поражала цель.

На данной схеме хорошо видно внутреннее строение ФАУ 2, особенно видны баки с топливом, камера двигателя и управляющий модуль

ФАУ 2 обладала более сложной конструкцией. Форма корпуса ракеты осталась такой же веретенообразной. У основания корпуса были добавлены 4 стабилизатора.

ФАУ 2 оснащалось жидкотопливным двигателем. В качестве топлива применялся этиловый спирт, а в качестве окислительного элемента — жидкий кислород.

Весь корпус ракеты разделялся на четыре отсека: приборный, боевой, топливный и хвостовой.

В боевой части ракеты содержался аммотол, взрыватель был контактным.

Конструкция

Схема «Фау-2»

Внешне ракета со свободным вертикальным стартом имела классическую для подобных ракет веретенообразную форму с четырьмя крестообразно расположенными воздушными стабилизаторами.

Общая длина корпуса ракеты составляла 14 030 мм, максимальный диаметр равнялся 1650 мм.

Стартовая масса ракеты «Фау-2» достигала 14 тонн и складывалась из массы боевого заряда (980 кг), компонентов топлива (8760 кг) и конструкции вместе с двигательной установкой (3060 кг).

Ракета состояла из более чем 30 тысяч отдельных деталей, а длина проводов электрического оборудования превышала 35 км.

На ракете устанавливался жидкостный ракетный двигатель с турбонасосной подачей обоих компонентов топлива. Основными агрегатами жидкостного ракетного двигателя являлись камера сгорания (КС), турбонасосный агрегат (ТНА), парогазогенератор, баки с перекисью водорода и марганцовокислым натрием, батарея из семи баллонов со сжатым воздухом.

Технологически «Фау-2» была поделена на 4 отсека: боевой, приборный отсек, баковый (топливный) и хвостовой отсеки. Такое разделение диктовалось условиями транспортировки.

Боевой отсек конической формы, изготовленный из мягкой стали толщиной 6 мм, общей длиной по оси (от основания обтекателя) 2010 мм, снаряжался аммотолом. Выбор этого взрывчатого вещества был обусловлен его относительной безопасностью к применению в условиях вибрации и нагрева. В верхней части боевого отсека находился высокочувствительный ударный импульсный взрыватель. От использования механических взрывателей пришлось отказаться в силу большой скорости столкновения ракеты с землёй, в результате чего механические взрыватели просто не успевали сработать и разрушались. Скорость падения ракеты составляла 1100 м/c. Подрыв заряда осуществлялся расположенным в его тыльной части пиропатроном по электрическому сигналу, полученному от взрывателя. Сигнальный кабель от головной части протягивался по каналу, расположенному в центральной части боевого отсека.

В приборном отсеке размещалась аппаратура системы управления и радиооборудование.

Топливный отсек занимал центральную часть ракеты. Горючее (75 % водный раствор этилового спирта) размещалось в переднем баке. Окислитель — жидкий кислород, заправлялся в нижний бак. Оба бака изготавливались из лёгкого сплава. В целях предотвращения изменения формы и поломок оба бака наддувались давлением, равным приблизительно 1,4 атмосферы. Пространство между баками и обшивкой плотно заполнялось теплоизолятором (стекловолокном).

Жидкостный двигатель ракеты Фау-2; схема этого двигателя стала классической для ЖРД на протяжении более полувека

В хвостовом отсеке на силовой раме размещалась двигательная установка, тягой на Земле в 25 тс.
Подача топлива в камеру сгорания осуществлялась с помощью двух центробежных насосов, приводимых в действие турбиной, работающей за счёт парогаза, образующегося при разложении перекиси водорода в парогазогенераторе в присутствии катализатора — марганцовокислого натрия. Мощность турбины 680 л. с.

Одним из наиболее революционных технологических решений стала автоматическая система наведения. Координаты цели вводились в бортовой аналоговый вычислитель перед запуском. Установленные на ракете гироскопы контролировали ее пространственное положение в течение всего полета, а любое отклонение от заданной траектории выправлялось четырьмя графитными газодинамическими рулями, помещёнными в реактивную струю двигателя по периферии сопла. Отклоняясь, эти рули отклоняли часть реактивной струи, что изменяло направление вектора тяги двигателя, и создавало момент силы относительно центра масс ракеты, что и являлось управляющим воздействием (подобный способ заметно снижает тягу двигателя, к тому же графитные рули в реактивной струе подвержены сильной эрозии и имеют очень малый временной ресурс).

Четыре стабилизатора крепились фланцевыми стыками к хвостовому отсеку. Внутри каждого стабилизатора размещались электромотор, вал, цепной привод аэродинамического руля и рулевая машинка, отклоняющая газовый руль (находящийся в створе сопла, сразу за его срезом).

«Фау-2» на транспортно-установочном прицепе Meilerwagen

Кино

Во сколько лет приходит повестка в армию?

Модификации[править | править код]

За время производства Фау-1 несколько модификаций таковой (включая специализированные и пилотируемые) было разработано либо предложено конструкторами. Лишь часть из них была применена на поле боя.

Фау-1 воздушного запуска

Фау-1 на модифицированном He 111 Arado Ar 234 Blitz mit V1 Помимо запуска ракеты с наземных площадок, немцы также практиковали пуски Фау-1 с летящих бомбардировщиков. Никакая переделка ракеты при этом не требовалась, так как её прототипы и так были приспособлены для воздушных запусков при испытаниях двигателя. В качестве носителя Фау-1 обычно использовались бомбардировщики «Хейнкель» He 111 H-22. Ракета закреплялась под крылом бомбардировщика, при этом двигатель снаряда выступал над верхней поверхностью крыла.

Воздушные запуски ракет начались в июле 1944 года. Немцы рассматривали воздушные запуски как способ компенсировать потерю пусковых площадок в Па-де-Кале, захваченных союзным наступлением. Кроме того, самолеты-ракетоносцы могли осуществлять запуски ракет с неожиданных направлений, затрудняя действия противовоздушной обороны Великобритании.

В связи с активностью истребителей союзников, вылеты ракетоносцев проводились только по ночам, и только на малых высотах, чтобы избежать обнаружения радарами. Бомбардировщик приближался к Британии и пересекал линию побережья на малой высоте, затем совершал набор высоты, запускал ракету, и быстро снижался вновь. Тем не менее, тактика была опасной: помимо того, что He-111 сам по себе был устаревшей машиной, яркая вспышка включившегося двигателя ракеты демаскировала носитель в ночной темноте. Кроме того, воздушные запуски были менее надёжны. Всего было запущено с самолетов-носителей около 1176 ракет Фау-1.

В дальнейшем, немцы также предлагали разработать модификацию Фау-1 для запуска с реактивных бомбардировщиков «Arado Ar 234 Blitz». При этом ракета должна была либо буксироваться за самолетом на гибкой подвеске, либо устанавливаться сверху на фюзеляже. Эти планы не были реализованы.

Дальнобойная Фау-1

Высадка союзников в Нормандии летом 1944 года привела к тому, что немецкие пусковые площадки в Па-де-Кале, откуда осуществлялись запуски Фау-1 по Лондону, были захвачены. Базовая версия ракеты не обладала достаточной дальностью, чтобы эффективно применяться против Великобритании с более отдаленных пусковых площадок.

В попытке решить эту проблему, была разработана новая, более дальнобойная версия ракеты. Запас топлива был повышен за счет уменьшения веса боевой части. Кроме того, носовой обтекатель ракеты, в исходной версии — металлический, стал изготовляться из дерева, что привело к существенному снижению веса конструкции. Новые ракеты могли применяться по территории Великобритании с более отдаленных пусковых площадок в Нидерландах. Немцы лихорадочно пытались организовать массовое производство дальнобойных ракет к зиме 1944—1945, но из-за общего коллапса германской экономики и разрушения бомбардировками промышленных предприятий, новый «robotblitz» начался только в феврале-марте 1945 года, когда несколько сотен ракет были запущены по Лондону с пусковых площадок в Нидерландах. Вскоре после этого, решающее наступление англо-американских войск привело к утере немцами и этих позиций.

Пилотируемая V4 (Фау-4)

Основная статья: Fieseler Fi 103R Reichenberg

Пилотируемый вариант крылатой ракеты — Fieseler Fi 103R

Пилотируемый вариант крылатой ракеты Fieseler Fi 103R, или V4; должен был применяться против армад бомбардировщиков союзников. Кабина пилота находилась в задней части фюзеляжа, перед диффузором двигателя:

Пилот должен был направлять самолет на цель и затем выбрасываться с парашютом. К 1944 году было построено 175 экземпляров. Всерьёз разрабатывался проект использования V4 как оружия камикадзе. Для этого создавалась армейская операция подготовки пилотов-смертников. Всего было подготовлено 200 таких пилотов. Хотя самолёты типа V-4 в конце концов так и не поступили в распоряжение пилотов-смертников, пилоты из этой программы были использованы с имеющимися в наличии самолётами.

Помимо этих программ, немцы также рассматривали возможность использования самолета-снаряда в качестве буксируемого топливного бака для реактивных истребителей. Лишенный двигателя и боеголовки снаряд (по сути дела, просто бак с крыльями и автопилотом) должен был буксироваться за Me-262 и сбрасываться по исчерпании запаса топлива в нём. Проект прошёл несколько тестовых испытаний буксировкой за тяжёлым бомбардировщиком He-177, но в итоге не был применен на практике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector