Бтр для морпехов украины: многомиллионные убытки и многочисленные скандалы

Содержание

Содержание

Боевой топор

Топор также служил богатырям верою и правдою с незапамятных времен, но пешим. Был незаменимым инструментом при монтаже военных механических устройств, фортификационных заграждений и для расчистки дороги в лесу. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу.

Характерная черта русского топора – загадочная дырочка на лезвии. Ученые выдвигал разные гипотезы – от того, что это – клеймо мастера до того, что туда вставлялся стержень, чтобы топор не глубоко застревал при ударе. На самом деле, все оказалось гораздо проще: за эту дырочку пристегивался кожаный чехол для безопасности транспортировки, а также за нее вешали топор к седлу или на стену.

Гусеница или колесо?

И вопрос этот далеко не праздный даже на сегодняшний день. Первоначально опыта у наших конструкторов не было никакого, изыскания велись в обоих направлениях. Сначала побеждали апологеты гусениц: такие машины подкупали своей проходимостью, на них можно было навесить много брони. Но было несколько проблем. Во-первых, сложность подготовки механиков-водителей для такой техники была высока и мало в чем уступала учебе для танкистов. Мотопехота же являлась массовым родом войск, и подготовка такого количества высококлассных специалистов была затруднена. Кроме того, сказался негативный опыт Великой Отечественной.

Речь идет о логистике. Гусеничные бронетранспортёры даже по предварительным расчетам должны были потреблять минимум на 1/3 больше топлива, а если смотреть на вооруженность по отношению к массе, и того больше. Как подвозить такую мвссу солярки в условиях новой большой войны?

Кроме того, колесные машины несравнимо проще в эксплуатации, ремонте и производстве, моторесурс у них намного больше. Наконец, такие БТР сравнительно легко сделать плавучими, в то время как с гусеничной техникой такой финт провернуть намного сложнее. Выбор был сделан, и на свет появился 152-БТР.

1714 г.

Оборудование

В свободном пространстве между башней и десантными люками расположены принадлежности для ведения инженерной, химической, биологический, радиационной разведки. Оборудование БРМ-1К позволяет экипажу решать следующие задачи:

  • определять дирекционный угол продольной оси машины (угол между северным направлением вертикальной линии координатной сетки карты и направлением продольной оси машины, прочерченной на карте);
  • непрерывно вырабатывать навигационную информацию (текущие прямоугольные координаты и дирекционный угол па пункт назначения);
  • определить координаты целей;
  • определить углы между продольной осью машины и направлениями на ориентиры (цели);
  • измерить дальности до целей;
  • вести поиск, обнаружение, сопровождение и измерение координат движущихся целей;
  • вести радиационную и химическую разведку;
  • обеспечивать радиосвязь в УКВ и КВ диапазонах и скоростную передачу информации;
  • вести наблюдение за местностью в дневных и ночных условиях;
  • целеуказание и корректировка дальней артиллерии.

Для ориентирования и ведения разведки машина оборудована следующей специальной аппаратурой: навигационной аппаратурой ТНА-4(квадрат-1), дальномером системы Доплера, радиолокационной станцией, приемником-пеленгатором, миноискателем, прибором химической разведки, двумя радиостанциями для ближней и дальней связи. Для дальней связи имеется комплект для разворачивания стационарной антенны типа «диполь».

Болезненная реакция

Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На проходившей в Астане оборонной выставке KADEX-2012 3 мая 2012 года государственные компании двух стран – «Укроборонпром» и «Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В общей сложности планируется изготовить 100 машин: 10 – в текущем году, 90 – в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании «Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки с постепенным увеличением доли изготавливаемых казахстанской стороной комплектующих и запасных частей, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного – Россия уже давно утратила монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особого повода нет – практически одновременно с БТР-4 Казахстан заключил с Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР-82. Не хотят казахстанские товарищи класть все яйца в одну корзину и правильно делают.

Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое – болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, высказывая недоумение по поводу приобретения Астаной ненадежных украинских бронетранспортеров, ищут в этой сделке коррупционный след. Позволительно спросить: а чем российская техника надежнее? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Или кто-то всерьез полагает, что уровень технической культуры в России выше, чем на Украине?

Средства самозащиты БТР

Передний лист брони имел встроенные жалюзи, облегчавшие скрытные обзор окрестностей для экипажа. Смотровые люки в боевых условиях предполагалось закрывать броневыми крышками со вставками из закаленного, пулестойкого стекла. В состав штатного оружия самообороны 152-БТР входило следующее: 7,62-мм СГ-47 (пулемет системы Горюнова), который впоследствии заменили на СГМ. В обоих случаях объем возимого боекомплекта превышал тысячу патронов.

Оружие могло быть закреплено на одном из кронштейнов, которые имелись на каждом борту (по две штуки на каждом). Также в бортах имелось сразу шесть круглых бойниц, пользуясь которыми, экипаж мог вести огонь из личного стрелкового оружия. За связь отвечала сравнительно надежная и простая радиостанция 10-РТ-12.

Основные технические характеристики

Краткое описание стандартного БТР-4

Если говорить даже о стандартном БТР-4, то даже неспециалист заметит, что он сильно отличается от ранее созданных бронетранспортеров. В частности, от БТР-60/80. Кроме того, БТР «Буцефал» имеет достаточно много специфичных черт, которые делают его непохожим на новейший российский БТР-90.

В старой машине отсек для управления был расположен в носовом отделе, а силовая установка была размещена в средней части корпуса. Двигатель в предшествующей версии компоновки располагался сразу за рабочим местом механика-водителя, а десантный отсек (вполне традиционно) конструкторы уместили в кормовом отделении. В принципе, такое расположение в мировой практике считается идеальным.

Дело в том, что можно оперативно менять оснащение и назначение отсеков, в считанные дни превращая стандартные БТР в специализированные разведывательные, санитарные, огнеметные машины, модели радиолокационной разведки и т. д.

БТР-152. От идеи до реализации

До конца Второй мировой войны Красная Армия не имела собственного бронетранспортёра, а попыткам его создания не уделялось должного внимания. Акцент был смещен на производство танков и самоходных артиллерийских установок, которые также нужны были фронту. Несмотря на это советские командиры прекрасно понимали возможности бронетранспортёров.

Единственной массовой машиной, которую в годы войны эксплуатировали в Красной Армии, был легкий колесный американский бронетранспортёр M3A1 Scout Car, этот БТР использовался также и в качестве легкого разведывательного бронеавтомобиля.

Свои первые бронетранспортёры СССР производил с оглядкой на машины конкурентов, так БТР-40 создавался как отечественный аналог «Скаута», а тяжелый бронетранспортёр БТР-152 создавался с учетом опыта использования и боевого применения двух полугусеничных бронетранспортёров: американского M3 и немецкого Sd Kfz 251. Правда, от концепции полугусеничного или полностью гусеничного бронетранспортёра советские конструкторы уже тогда отказались, отдав предпочтение колесной боевой технике.

Такой выбор был рационален. Колесные бронетранспортёры были дешевле и проще в производстве и эксплуатации, а их серийное производство можно было развернуть на мощностях имеющихся автомобильных предприятий. Помимо этого обучить водителей колесной техники было проще, за их руль всегда можно было посадить вчерашнего шофера, также колесные бронетранспортёры отличались большей скоростью хода и имели больший ресурс.

За сборку БТР-152 в Советском Союзе отвечал Завод имени Сталина (ЗИС) в Москве (после развенчания культа личности был переименован в ЗИЛ). Но новые бронетранспортёры собирали не только в столице, в производстве участвовал также Брянский автомобильный завод. Всего на двух предприятиях было собрано в общей сложности 12421 бронетранспортёр. Серийное производство именно БТР-152 продолжалось с 1950 по 1955 год, других модификаций боевых машин на том же шасси – до 1962 года.

Судьба бронетранспортёра БТР-152 неразрывно связана с судьбой пятитонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Испытания этой машины конструкторы завода ЗИС начали еще в мае 1946 года. Именно на базе узлов и агрегатов данного шасси было принято решение строить первый советский тяжелый бронетранспортёр. Уже к ноябрю 1946 года группа конструкторов под руководством Б. М. Фиттермана приступила к разработке новой боевой машины, получившей индекс «Объект 140».

Согласно техзаданию конструкторам предстояло создать бронетранспортёр боевой массой около 8,5 тонны с противопульным и противоосколочным бронированием и вместимостью 15-20 человек. В качестве вооружения рассматривался один станковый пулемет.

Уже к маю 1947 года были готовы два опытных образцы будущей машины. Заводские испытания бронетранспортёров недалеко от города Чехова продолжались до 1949 года. При этом уже в мае-декабре 1949 года 8 из 12 построенных бронетранспортёров использовались для проведения полноценных войсковых испытаний, которые шли параллельно с государственными испытаниями новой машины.

После устранения всех выявленных недоработок 24 марта 1950 года тяжелый колесный бронетранспортёр, получивший обозначение БТР-152, был официально принят на вооружение Советской Армии. А уже 28 марта был арестован главный конструктор машины Фиттерман, незадолго до ареста смещенный с должности главного конструктора предприятия. Его арест состоялся в рамках расследования дела «О вредительской группе на заводе ЗИС». В декабре того же года он получил 25 лет лагерей и начал отбывать наказание в Речлаге, был полностью реабилитирован и восстановлен в партии в 1955 году. Такие были времена.

Удивительно, что создатель тяжелого колесного бронетранспортёра БТР-152 подарил стране самую небольшую микролитражку – Борис Михайлович был и главным конструктором «Запорожца» ЗАЗ-965, но это уже совсем другая история.

Вы здесь

Создание самоходных пулеметных установок

Именно эта модель была первой и последней в практике Советской Армии техникой, на базе которой создавались специализированные самоходные пулеметные установки. Первая модель, БТР-152А (ЗТПУ-2), начала выпускаться еще в 1950 году, то есть почти одновременно с началом выпуска самого бронетранспортёра. Официально эта техника была принята на вооружение в 1951 году.

Но в 1952 году на государственные испытания вышел настоящий «монстр» ЗТПУ-4 (два спаренных КПВТ, итого четыре ствола калибром 14,5 мм). Боекомплект этой машины составлял 2000 выстрелов. Огневая мощь техники была потрясающей, но из-за механизмов ручной наводки, весьма сложных в освоении, особого восторга у военных установка не вызвала.

Изготовлен был этот вариант всего в нескольких экземплярах, на вооружение «спарка» так никогда и не принималась. Куда удачнее оказалась ЗУ-23 калибром 23 мм, а также специальная машина управления БТР-152У, отличительной особенностью которой являлся корпус со значительно увеличенной высотой. Это было сделано ради того, чтобы уместить во внутреннем объеме побольше аппаратуры.

Сегодня БТР-152 с консервации пользуются заслуженной популярностью у обеспеченных коллекционеров и любителей военной техники, а кое-кто делает из них специальные автомобили, предназначенные для поездок на охоту и рыбалку.

Широкая кооперация

Создание семейства автомобилей повышенной защищённости «Тайфун» началось после принятия в 2010 году «Концепции развития военной автомобильной техники Вооружённых сил Российской Федерации на период до 2020 года». Главным образом документ предполагал списание устаревшей ВАТ и создание унифицированных перспективных образцов.

Комментируя концепцию на страницах газеты «Военно-промышленный курьер», начальник Главного автобронетанкового управления Минобороны генерал-майор Александр Шевченко заявил, что в современных условиях востребованы «высокоскоростные транспортные средства различной грузоподъёмности и назначения, обеспечивающие мобильность боевых частей и подразделений тыла».

По его мнению, ВАТ нового поколения должна обладать высокой проходимостью «в сложных дорожных условиях», плавностью хода, устойчивостью и управляемостью на повышенных скоростях, быть малозаметной для технических средств разведки противника

Также, как отметил Шевченко, необходимо уделить внимание защищённости экипажа

В рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) над проектом «Тайфун» отечественные предприятия разработали единую унифицированную автомобильную платформу, дизельный двигатель нового поколения, автоматическую гидромеханическую коробку передач, управляемую подвеску, бронированный функциональный модуль, каркасно-панельную кабину, боестойкие шины регулируемого давления, средства противопульной и противоминной защиты, а также боевую информационную систему управления (БИУС).  Участие в реализации ОКР «Тайфун» приняли более 120 предприятий РФ.

Была выстроена достаточно сложная кооперационная цепочка, включавшая Уральский автомобильный завод (Миасс), КамАЗ (Набережные Челны), ЗАО «Ремдизель» (Набережные Челны), НИИ стали (Москва), ФГУП «Федеральный ядерный центр» (Саров), компанию «Магистраль» (Гусь-Хрустальный) и МГТУ им. Баумана (Москва).

Первым широкой публике (на параде 9 мая 2014 года) был представлен «Тайфун-К» (КамАЗ-63968) — универсальный шестиколёсный бронированный автомобиль, предназначенный для перевозки от 10 до 16 военнослужащих. Масса машины — 21 тонна, мощность двигателя ЯМЗ-5367 — 450 лошадиных сил, максимальная скорость — 105 км/ч, запас хода — 1,2 тыс. км.

В 2015 году на Красной площади появился рамный автомобиль «Тайфун-У» (Урал-63095) массой 24,5 тонны. Он способен перевозить до 16 военнослужащих или грузы весом до 4 тонн. Скорость машины по шоссе составляет 100 км/ч, запас хода — 1,4 тыс. км. Оба «Тайфуна» оснащаются видеокамерами, приборами ночного видения и средствами дистанционного управляемого вооружения.

Сейчас Минобороны рассматривает возможность установки на «Тайфуне-К» боевого модуля с дистанционным управлением (БМДУ) «Арбалет-ДМ» разработки компании «Оружейные Мастерские» и Ковровского электромеханического завода. Комплекс позволяет экипажу машины вести огонь из 12,7-мм пулемёта 6П49 «Корд» во всех направлениях. Дальность распознавания целей в зависимости от условий местности составляет 1,5—2,5 км.

К настоящему времени в войска были поставлены несколько сотен «Тайфунов». Их основными эксплуатантами являются подразделения общевойсковой разведки, Сил специальных операций, инженерных войск и военной полиции. В 2016 году КамАЗ-63968 и Урал-63095 были переброшены в Сирию для транспортировки грузов и военнослужащих. В частности, на «Тайфунах» передвигались сапёры и военные полицейские.

Помимо автомобилей массой свыше 20 тонн семейство «Тайфун» представлено двумя четырёхколёсными машинамми — К-4386 «Тайфун-ВДВ» («Росомаха») и КамАЗ-53949 «Тайфунёнок». Мощность 6-цилиндрового двигателя обоих образцов составляет 350 лошадиных сил. Машины могут перевозить до 10 десантников или двух тонн грузов.

КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА, ВООРУЖЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ ТТХ

БТР-4Е1

БТР-4, в отличие от БТР-3, не является развитием советского БТР-80, и сконструирован «с нуля».

От советских бронетранспортеров БТР-4 имеет несколько важных отличий, которые выводят данную машину на современный уровень.

Во-первых, это компоновочная схема, состоящая из трех отделений. В передней части корпуса машины размещаются командир и механик-водитель, в средней – моторно-трансмиссионный отсек, а за ним располагается боевое и десантное отделение. Такая схема обеспечивает повышенную защиту десанта и удобство его посадки/высадки, а также позволяет быстро трансформировать боевое отделение без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии.

Во-вторых, оснащение бронетранспортера дистанционно управляемыми (наводчик находится внутри корпуса) боевыми модулями с различными комплексами современного вооружения, что значительно повышает огневую мощь БТР-4 по сравнению с БТР-80, а также позволяет с минимальными затратами трансформировать вооружение БТР-4 в зависимости от выполняемых задач. В качестве основного вооружения на БТР-4 могут применяться 30- или 23-мм автоматические пушки, ПТУР, автоматиче­ские гранатометы, а также пулеметы различного калибра.

Существуют следующие варианты боевых модулей для БТР-4:

  • Боевой модуль «Гром» — 1?30-мм автоматическая пушка, 1?7,62-мм пулемёт, 1?30-мм автоматический гранатомет и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.
  • Боевой модуль «Шквал» — 1?30-мм автоматическая пушка, 1?7,62-мм пулемёт, 4?ПТУР «Барьер» либо 2?ПТУР и 30-мм автоматический гранатомет.
  • Боевой модуль БАУ-23 — 2?23-мм автоматические пушки и 1?7,62-мм пулемёт.
  • Боевой модуль БМ-7 «Парус» — 1?30-мм пушка КБА-1 (боекомплект 400 снарядов), 1?30-мм автоматический гранатомет (боекомплект 145 гранат), 1?7,62-мм пулемёт (боекомплект 2000 патронов) и ПТРК «Барьер» (боезапас 4 ПТУР) с максимальной дальностью полёта ракеты 5500 м.
  • Боевой модуль МВП-4К (для машины огневой поддержки) — 120-мм орудие, 12,7-мм пулемет.

В-третьих, повышенная баллистическая и противоминная защита. БТР-4 может оснащаться дополнительной навесной защитой, устанавливаемой силами экипажа, что делает его устойчивым к попаданиям снарядов автоматических малокалиберных пушек и гранат РПГ.

Основные тактико-технические характеристики базовой версии БТР-4: боевая масса около 22 т, экипаж три человека (в десантном отделении 7 – 9 экипированных пехотинцев), длина 7,65 м, ширина 2,9 м, высота 2,86 м, мощность двигателя – 500 л.с., максимальная скорость движения по ровной поверхности 110 км/ч (на плаву около 6 км/ч), запас хода по топливу 690 км.

Броня – стальная гомогенная катаная, противопульная и противоосколочная (с дополнительной навесной защитой – противоснарядная).

Прицеливание осуществляется с помощью оптико-телевизионной системы с лазерным дальномером и стабилизацией поля зрения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Наблюдение и прицеливание может вестись как в дневное, так и в ночное время.

На сегодняшний день созданы следующие модификации БТР-4:

  • БТР-4А — вариант с двигателем «Ивеко» и боевым модулем «Гром», разработанный для МО Украины.
  • БТР-4В – вариант с немецким двигателем «Дойц» мощностью 442 л.с., американской автоматической коробкой передач и боевым модулем «Парус». В серию не пошел.
  • БТР-4Е – вариант с боевым модулем «Парус» для МО Ирака. Также в марте 2014 года создан вариант данной модификации – БТР-4Е1, отличающийся существенно улучшенной баллистической защитой личного состава, узлов и агрегатов за счет нового комплекта дополнительной навесной брони, устанавливаемой силами экипажа.

Также БТР-4 может исполняться в вари­антах машины огневой поддержки, КШМ, командирской, разведывательной, медико-эвакуационной и ремонтно-эвакуационной машин.

Стоимость одной машины составляет около 1,5 млн. долл. США, что значительно дешевле иностранных аналогов.

Конструкция

Функционал БТР-4 заключается в огневой поддержке служащих мотострелковых подразделений и их транспортировке. Также его используют для снабжения подразделений, способных воевать в разнообразных условиях, а также при применении другой стороной оружия массового поражения. Он может применяться как базовая машина для обеспечения морской пехоты и спецсил быстрого реагирования. Эксплуатация бронетранспортера возможна в разных климатических условиях, во все времена суток, передвигаться он может по любому покрытию, в том числе и в случае его отсутствия. Допустимая температура воздуха – от -40 до +55.

4.1 Компоновка

В переднем отделении БТР-4 находится отделение управления, в заднем – десантное и боевое, а посередине – моторно-трансмиссионное.

Такая схема дает возможность трансформировать десантное и боевое отделения, не меняя компоновку по трансмиссии и силовой установке при производстве широкого семейства БТР. Грузподъемность шасси дает возможность создавать различные модификации и модернизации, а также дополнять БТР дополнительной броневой защитой для безопасности перед малокалиберными автоматическими пушками.

Метательная булава

«Страж» слабее «Терминатора»

Реактивная система залпового огня ZRN-01 Stokrotka — «Маргаритка». Результат совместных трудов польской компании AREX и украинской фирмы «Артем». Сложно сказать, какими мотивами руководствовались создатели «Маргаритки», но РСЗО у них получилась довольно, гм… оригинальная.

Конструктивно она представляет собой польский полноприводный грузовик Autobox Star 265M2 с польской же системой наведения Topaz. В кузов грузовика установлен вращающийся на 360 градусов модуль с двумя наводящимися по вертикали блоками советских вертолетных НУРСов. В блоки заряжаются советские 80-мм неуправляемые реактивные снаряды С-8, снабженные украинскими программируемыми взрывателями.

По мнению разработчиков, новая РСЗО способна не только поражать наземные цели на дистанции в 7 км, но и эффективно бороться с дронами и боевыми вертолетами противника.

Мобильный самоходный комплекс UKR-MMС. По словам заместителя генерального директора ГП «Укроборонсервис» Дениса Шарапова, UKR-MMС оснащен автоматизированной цифровой системой управления огнем. Время готовности комплекса к стрельбе из походного положения — 35 секунд. Время переведения из боевого положения в походное — не более 25 секунд. Экипаж/расчет комплекса — 3 человека.

Конструктивно UKR-MMС представляет собой советский 120-мм миномет 2Б11, смонтированный на выпускаемом украинской корпорацией «Богдан» бронемашине «Барс-8», в которой также размещается возимый боекомплект в 60 мин. Озвучена возможность усиления вооружения комплекса за счет замены 82-мм миномета на 120-мм. Имеющий противопульное бронирование полноприводник «Барс-8» создан на шасси пикапа Dodge Ram и оснащен дизельным двигателем Cummins мощностью 385 л.с.

В марте 2015 года был заключен контракт на поставку украинской нацгвардии 90 таких бронеавтомобилей. На тот момент стоимость одного «Барса-8» в стандартном варианте исполнения, без вооружения и дополнительного оборудования, составляла 200 тысяч долларов США.

Любопытно, что данный минометный комплекс был представлен еще в прошлом году, что не мешает украинским СМИ в октябре 2017-го применительно к UKR-MMС использовать фразу «впервые представляется». Не менее любопытен тот факт, что механизм наведения миномета, механизм приведения в боевое положение, а также новая опорная плита разрабатывались не на Украине, а в Испании.

И уж совсем любопытна просочившаяся в сентябре сего года в прессу конфиденциальная информация о намерении «Укроборонсервиса» заключить контракт с испанской компанией Everis Aeroespacial y Defensa S.L.U. на закупку 120-мм самоходного миномета Alakran. В случае реализации данного контракта это станет не только очевидным примером поставок на Украину из-за рубежа летального вооружения, но и явным дублированием со стороны «Укроборонсервиса» (читай — проявлением недоверия) своей же собственной разработки.

&nbsp/&nbspВолошин Павло

Помимо UKR-MMС, все тот же «Укроборонсервис» продемонстрировал еще одну «новейшую разработку» — боевую машину поддержки «Страж». Новинка является своеобразной калькой с российской БМПТ «Терминатор», правда серьезно уступающей по ТТХ своему прародителю.

Конструктивно «Страж» представляет собой ходовую часть советского танка Т-64 с боевым модулем «Дуплет», вооруженным двумя 30-мм автоматическими пушками, двумя спаренными с ними 7,62-мм пулеметами, 30-мм автоматическим гранатометом и четверкой старых советских ПТУР 9М113 «Конкурс».

СЛУЖБА И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ БТР-4

БТР-4 был принят на вооружение МО Украины в 2012 году. При этом на ХКБМ была заказана партия из 194 бронетранспортеров (154 для армии, и 40 – для МВД). Было ли начато производство, и сколько бронетранспортеров передано украинской армии на сегодняшний день – неизвестно. Учитывая плачевное состояние ВС Украины, вызванное чрезвычайно скудным финансированием, скорее всего, украинские военные так и не получили заказанной техники.

В 2009 г. Ирак заказал 420 машин БТР-4 в различном исполнении, однако выполнение контракта было сорвано украинской стороной, как по срокам, так и по качеству продукции. До начала 2013 г. Ирак получил всего 88 БТР-4, а последняя партия в количестве 42 машин была забракована иракской стороной (обнаружены трещины в броне) и 1 января 2014 г. прибыла на украинскую территорию.

Впрочем, украинской стороне эти бронетранспортеры пришлись очень кстати в связи с начавшимися боевыми действиями в Донецкой и Луганской областях. 12 апреля 2014 года началась передача «иракских» БТР-4 Национальной гвардии Украины.  

БТР-4Е1 после боя под Славянском

В ходе боевых действий машины зарекомендовали себя с положительной стороны. Вообще, концепция хорошо вооруженной и защищенной боевой машины на колесном ходу («колесного танка») рассматривается зарубежными специалистами наиболее удобной в условиях боевых действий низкой интенсивности (антипартизанских, антитеррористических, полицейских операциях и т.д.). В эту концепцию вписывается и БТР-4. Украинские силовики используют данные машины, в том числе, как основную огневую точку и опорный элемент своих блок-постов. К тому же средства прицеливания БТР-4 позволяют вести наблюдение и огонь в темное время суток, что особенно актуально для украинской армии, крайне слабо оснащенной ПНВ и ночными прицелами.

Хорошо показала себя и защита БТР-4. В ходе боев под Славянском бронетранспортеры получали прямые попадания из РПГ и автоматических пушек, однако ополченцам не удалось добиться поражения ни одной из украинских машин, хотя, по некоторым сведениям, на новейшие украинские бронетранспортеры специально охотились. По словам  и.о. генерального директора ГК «Укроборонпром» Ю. Терещенко, броня БТР-4Е выдержала попадания из крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек, противокумулятивные экраны защитили машину от попаданий из РПГ, а бронестекла защитили экипаж от попаданий из снайперских винтовок.

Результаты боевого использования БТР-4Е1 получили широкое освещение в украинских СМИ. Таким образом, после провального контракта с Ираком, украинская «оборонка» получила возможность «реабилитироваться» в глазах потенциальных покупателей.

(Материал подготовлен для портала «Современная армия» http://www.modernarmy.ru. При копировании статьи, пожалуйста, не забудьте поставить ссылку на страницу-первоисточник портала «Современная армия»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector